Новости
О воспитании души и «гражданах Неба»: проповедь в день Введения во храм Пресвятой Богородицы
4 декабря в Кирилло-Белозерском монастыре молитвенно отметили праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Божественную литургию возглавил благочинный монастыря иеромонах Нил (Андрощук).
Отец Нил обратился к верующим с проповедью, начав её словами:
«Сегодня мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы. В христианской Церкви особое почитание Пресвятой Девы Марии. В её честь очень много праздников: в честь икон Пресвятой Богородицы, а также в честь событий Её жизни: Рождество Богородицы, Благовещенье, Успение, Введение во храм Пресвятой Богородицы. В России много храмов, построенных в честь Божией Матери. В Кирилло-Белозерском монастыре один из одиннадцати храмов посвящён Введению во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник для нашего монастыря является престольным.
Это второй каменный храм, построенный после Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре. Сейчас в нём расположена экспозиция музея-заповедника. Все, кто был внутри этого храма, наверное, были восхищены его красотой. Можно представить, в какой торжественной обстановке происходила там трапеза братии, ведь храм с трапезной палатой: огромный зал, колонны, окна, выходящие на Сиверское озеро и открывающийся потрясающий вид на Сиверское озеро…»
Затем отец Нил рассказал о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы: «Праздник этот посвящён одному из событий из жизни Пресвятой Богородицы. Бездетные родители Богородицы дали обеты Богу, что если у них родится чадо, то они посвятят его Богу. И вот в исполнение своего обета, своего обещания перед Богом, они, когда Деве Марии исполнилось 3 годика, идут в Иерусалимский храм и ведут посвящать своего ребёнка Богу. Это проходило в торжественной обстановке. Когда они подходили к храму, маленькая Богородица взобралась по 15 высоким ступеням храма и первосвященник по внушению Святого Духа вводит Её в самое сокровенное место храма – во святая святых, куда сам первосвященник входил только один раз в году, принеся в жертву какое-то животное.
С богословской точки зрения можно рассуждать так: Богородица входит в святая святых, что является неким первообразом Божией Матери. И когда Она входит в святая святых, то это получается как бы исполнением этого прообраза. То есть Богородица есть то олицетворение святая святых, которое должно было исполниться, мы называем Пресвятую Богородицу Одушевленным Храмом Господним. Более того, Она не просто храм, Она самое сокровенное место этого храма – святая святых. Как мы читаем в акафистах Божией Матери - Она больше святая святых.
И когда Пресвятая Богородица входит в святая святых, то Она остаётся при храме и служит Богу. Если рассматривать этот праздник с нравственной точки зрения, для назидания, то можно обратить внимание на то, что Пресвятая Богородица вводится в храм в 3 годика и остаётся там на долгие годы, то есть Она готовилась к тому служению, которое должна была совершить – послужить тайне Боговоплощения. Ей нужно было время, нужны были специальные условия, чтобы приготовить свою душу и физически стать готовой стать Матерью. Богородица, находясь в храме все эти годы занималась Богомыслием, изучала Священное Писание, находилась под руководством благочестивых дев, которые жили при этом храме и тоже были посвящены Богу, занималась рукоделием. И если спроецировать это на нас, то это будет означать, что если мы хотим получить что-то благое, хорошее из своих детей, то для этого нужно создать условия и нужно время, чтобы набраться долготерпения, а просто так из ребёнка, если мы не будем им заниматься, ничего хорошего не получится. Как написано в Псалтыри: с преподобным преподобным будешь, с развращенным развратишься. Нужны условия, поэтому Пресвятая Богородица была помещена в среду благочестивых дев и там её душа развивалась.
То же самое и для наших детей: если мы хотим, чтобы наши дети были добрые, хорошие, любящие, милосердные, то мы должны позаботиться и о нашей семье, которая является нашей малой церковью. Мы должны создать такие условия, чтобы улица их не поглотила и не развратила. Если проецировать это на нас, взрослых, то это означает, что нам тоже нужны условия, чтобы стать гражданами Неба: ходить в храм, соборно молиться, созидать свою душу. Нужно время и условия, чтобы из нашей души получилось что-то хорошее, благое.
Если мы хотим побороть наши страсти, то для этого тоже нужно время, чтобы вспахать в себе плодородную ниву. Нужно потрудиться, чтобы избавиться от страстей, грехов и насадить в себе добродетели. Нужно время и условия.
Сегодня все мы пришли в храм и воздыхаем в молитве к Пресвятой Богородице. У каждого из нас своё прошение, свои молитвы: о своём здравии, о здравии ближних, о воинах, о избавлении от материальных затруднений. Пусть Пресвятая Богородица услышит наши моления и вложит наши просьбы в уши Своего Сына - Господа нашего Иисуса Христа! Ему же слава со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».









