Новости
30.11.2025
С проповедью к верующим обратился наместник монастыря игумен Анастасий.
Он дал толкование на евангельскую притчу, читаемую за воскресным богослужением в этот день (Лк. 12, 16-21):
«У одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
— Евангелие актуально на все времена. Тем более актуально оно для нашего суетного времени, когда мы мельтешим, мечемся, суетимся. Казалось бы, Господь благословлял человека богатого: его поля приносили богатую жатву, поэтому он захотел сломать свои старые житницы и построить новые, чтобы сохранить своё состояние, и тогда у него хватило бы богатства на весь остаток жизни как себе, так и детям, и внукам. В этот момент он услышал голос, который говорил, что он безумен, если полагает, что ляжет отдыхать в полной обеспеченности, потому что в эту ночь могут потребовать его жизнь, и может быть придёт к нему тихий час смерти, а может и грозный час смерти, когда он умрёт от рук разбойников. Потому что жизнь не принадлежит человеку, и в одно мгновение можно её лишиться. Что же тогда будет со всем тем, что послал Бог? Кому останутся плоды трудов человека, нажитые по воле Божией?
Казалось бы, ответ простой: имущество достанется жене, детям, близким родственникам, но в притче речь о другом. Господь говорит, что всё останется другим людям, которые не трудились над собиранием богатства, которые растеряют из своих нетрудовых рук всё состояние. Христос говорит: так бывает со всеми, «кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
И так бывает с каждым из нас: всё, что у нас есть – жизнь, здоровье, работа, признание – может в один момент уйти от нас. С чем мы тогда войдём в вечность?
Очень хорошо трезвит нас болезнь. Мы суетимся, что-то делаем, увлекаемся каким-то делом, и вдруг Господь посещает нас через какую-то болезнь. Тогда мы лежим больные в кровати, и уже никакие дела нас не интересуют, и к нам приходит осознание того, что в любой момент наше тело может покинуть душа. Но мы видим, что не готовы предстать перед Господом. Что будет с нашей душой? Так болезнь заставляет переключиться на другую «волну»: вся суета уходит на второй план и приходят мысли о вечном, о душе. Думаю, так бывает со всеми людьми. Это свойственно нашей человеческой природе. Я много раз это испытывал на собственном опыте.
В вечность может войти только то, что принесло плод любви. Если человек богат, умён, обладает чутким сердцем, и если весь ум, сердце, крепость души и тела он употребляет на то, чтобы одних просветить, других утешить, третьих накормить или просто сделать кому-то доброе дело, чтобы доставить радость ближнему, то благодарность, радость того человека, которому сделали добро, не умрёт, и именно эти добрые дела пойдут за творящим добро в вечность. Дела, которые мы делаем не для себя и не ради себя, а для других, для ближних, когда мы радуем чем-то близких или даже просто подбадриваем добрым словом, выражаем доброе отношение, – даже этого порой бывает достаточно.
И именно дела, которые мы совершили для братьев и сестёр, для ближних, пойдут с нами в вечную жизнь, а не то, что мы делали для себя или достигали каких-то материальных благ в жизни.
Есть множество примеров из жизни святых о том, как за одно доброе дело или доброе слово человек был помилован. Например, сохранились предания, как бесы, при разлучении души с телом, перечисляют множество грехов человека, а ангел называет одно доброе дело, и оно перевешивает все злые дела, а Господь забирает душу человека к Себе.
Поэтому каждый из нас должен задать себе вопрос: если жизнь нам удаётся, как богатому человеку в евангельской притче, но богатеем ли мы вечным богатством? И сколько нам удалось за нашу жизнь, порой довольно долгую, посеять в чьих-то сердцах радость, благодарность, надежду, то есть того, что с нами пойдёт в вечность. Сколько мы принесли плодов от того, что мы получили от Бога и от других людей. Нам ведь тоже кто-то дарил ласку, любовь, делал нам добро, оказывал благодеяния. Но что от этого добра, от милости в нашей душе осталось? Осталось ли что-то, что может войти с нами в вечность: благодарны ли мы остались этим людям, отплатили ли им ответной любовью? И так ли мы чувствуем себя по отношению к Богу? Ведь все дары, которые нам даёт Бог, для нас могут быть напрасными. Мы их складываем, запираем для себя, потому что ни словом, ни делом искры благодарности в ответ не производим. Если мы не будем платить людям благодарностью, то мы будем собирать дары в житницы, и они не уйдут с нами в вечность.
Святые отцы учат жить так, чтобы мы приносили плод нашей любви и плод благодарности: когда нам человек сделал добро, нам следует отблагодарить его ещё больше. И тогда Господь, видя наше стремление к добру, будет нам помогать больше и больше, будет всегда с нами присутствовать.
Задумаемся же, когда будем что-то делать, как мы делаем, для чего мы делаем: для Бога ли мы делаем или из своей меркантильности.
Дела во спасение души. Воскресная литургия.
20 ноября в храме преподобного Кирилла Кирилло-Белозерского монастыря состоялась Божественная литургия.С проповедью к верующим обратился наместник монастыря игумен Анастасий.
Он дал толкование на евангельскую притчу, читаемую за воскресным богослужением в этот день (Лк. 12, 16-21):
«У одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
— Евангелие актуально на все времена. Тем более актуально оно для нашего суетного времени, когда мы мельтешим, мечемся, суетимся. Казалось бы, Господь благословлял человека богатого: его поля приносили богатую жатву, поэтому он захотел сломать свои старые житницы и построить новые, чтобы сохранить своё состояние, и тогда у него хватило бы богатства на весь остаток жизни как себе, так и детям, и внукам. В этот момент он услышал голос, который говорил, что он безумен, если полагает, что ляжет отдыхать в полной обеспеченности, потому что в эту ночь могут потребовать его жизнь, и может быть придёт к нему тихий час смерти, а может и грозный час смерти, когда он умрёт от рук разбойников. Потому что жизнь не принадлежит человеку, и в одно мгновение можно её лишиться. Что же тогда будет со всем тем, что послал Бог? Кому останутся плоды трудов человека, нажитые по воле Божией?
Казалось бы, ответ простой: имущество достанется жене, детям, близким родственникам, но в притче речь о другом. Господь говорит, что всё останется другим людям, которые не трудились над собиранием богатства, которые растеряют из своих нетрудовых рук всё состояние. Христос говорит: так бывает со всеми, «кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
И так бывает с каждым из нас: всё, что у нас есть – жизнь, здоровье, работа, признание – может в один момент уйти от нас. С чем мы тогда войдём в вечность?
Очень хорошо трезвит нас болезнь. Мы суетимся, что-то делаем, увлекаемся каким-то делом, и вдруг Господь посещает нас через какую-то болезнь. Тогда мы лежим больные в кровати, и уже никакие дела нас не интересуют, и к нам приходит осознание того, что в любой момент наше тело может покинуть душа. Но мы видим, что не готовы предстать перед Господом. Что будет с нашей душой? Так болезнь заставляет переключиться на другую «волну»: вся суета уходит на второй план и приходят мысли о вечном, о душе. Думаю, так бывает со всеми людьми. Это свойственно нашей человеческой природе. Я много раз это испытывал на собственном опыте.
В вечность может войти только то, что принесло плод любви. Если человек богат, умён, обладает чутким сердцем, и если весь ум, сердце, крепость души и тела он употребляет на то, чтобы одних просветить, других утешить, третьих накормить или просто сделать кому-то доброе дело, чтобы доставить радость ближнему, то благодарность, радость того человека, которому сделали добро, не умрёт, и именно эти добрые дела пойдут за творящим добро в вечность. Дела, которые мы делаем не для себя и не ради себя, а для других, для ближних, когда мы радуем чем-то близких или даже просто подбадриваем добрым словом, выражаем доброе отношение, – даже этого порой бывает достаточно.
И именно дела, которые мы совершили для братьев и сестёр, для ближних, пойдут с нами в вечную жизнь, а не то, что мы делали для себя или достигали каких-то материальных благ в жизни.
Есть множество примеров из жизни святых о том, как за одно доброе дело или доброе слово человек был помилован. Например, сохранились предания, как бесы, при разлучении души с телом, перечисляют множество грехов человека, а ангел называет одно доброе дело, и оно перевешивает все злые дела, а Господь забирает душу человека к Себе.
Поэтому каждый из нас должен задать себе вопрос: если жизнь нам удаётся, как богатому человеку в евангельской притче, но богатеем ли мы вечным богатством? И сколько нам удалось за нашу жизнь, порой довольно долгую, посеять в чьих-то сердцах радость, благодарность, надежду, то есть того, что с нами пойдёт в вечность. Сколько мы принесли плодов от того, что мы получили от Бога и от других людей. Нам ведь тоже кто-то дарил ласку, любовь, делал нам добро, оказывал благодеяния. Но что от этого добра, от милости в нашей душе осталось? Осталось ли что-то, что может войти с нами в вечность: благодарны ли мы остались этим людям, отплатили ли им ответной любовью? И так ли мы чувствуем себя по отношению к Богу? Ведь все дары, которые нам даёт Бог, для нас могут быть напрасными. Мы их складываем, запираем для себя, потому что ни словом, ни делом искры благодарности в ответ не производим. Если мы не будем платить людям благодарностью, то мы будем собирать дары в житницы, и они не уйдут с нами в вечность.
Святые отцы учат жить так, чтобы мы приносили плод нашей любви и плод благодарности: когда нам человек сделал добро, нам следует отблагодарить его ещё больше. И тогда Господь, видя наше стремление к добру, будет нам помогать больше и больше, будет всегда с нами присутствовать.
Задумаемся же, когда будем что-то делать, как мы делаем, для чего мы делаем: для Бога ли мы делаем или из своей меркантильности.




