Новости
09.11.2025
Свою воскресную проповедь отец Нил посвятил разъяснению на Евангелие от Луки (гл.8, ст.26-29).
Батюшка сказал: "В воскресном Евангелии от Луки за литургией мы с вами слышали, как Господь изгнал огромное количество - легион бесов - из человека ими одержимого. Евангелист Матфей указывает, что их было двое, но в сегодняшнем чтении речь идёт об одном из них, видимо, наиболее свирепо одержимом. Этот человек полностью потерял контроль над собою, над своею волею и находился всецело под властью демонов, гоним был ими, обитая во гробах, в горах, в пустыне. Многократно он разбивал оковы и цепи, которыми люди связывали его, дабы укротить его ярость. Все окрестные жители настолько были напуганы, что увидев его освобождённым от бесов, разумно и спокойно сидящим у ного Иисуса, просили Христа удалиться от них. Они перенесли свой страх на Спасителя; испугались Его власти и могущества, повелевавшего этой армией бесов и приказавшего им выйти из человека и по их мольбе войти в нечистых животных, в сивное стадо, пасшееся неподалёку".
Продолжая духовное размышление о том, почему так много бесов вселилось в одного человека, почему бесы способны это сделать и зачем они просили разрешения войти в стадо свиней, а войдя в них - тут же губят свиней в море, отец Нил предложил такой ответ: "Причиной, по которой падшие ангелы получили власть над человеком, было грехопадение первых людей... Человек, как сказано в Псалтири, малым чем отличавшийся от ангелов, упал как бы с неба на землю, упал с высоты своего предназначения. Он лишился особой благодатной связи с Богом и через это разбился насмерть. Смерть - это лишение животворящей божественной силы, Божией благодати, которая особо крепко связывала человека с Богом".
Вспомнив про изгнание Адама с Евой из рая из-за отказа первых людей от покаяния, то есть от осознания своей вины и нарушения запрета, батюшка продолжил: "Лишившись покрова Божия, человек стал доступен демонам... Люди перестали воспринимать мир духов, но духи могли влиять на людей. Они действуют постепенно, сначала через помыслы, потом чувства, физиологию, а в тяжёлых случаях прямо вселяются в человека. Но они никогда не могут сделать это по своему хотению, но только с дозволения Божия, Который попускает это, как некое суровое врачевание для особо горделивых и упорных душ. Потому-то и спрашивают гадаринские бесы дозволения, без которого не могут войти даже в нечистых животных, а войдя, творят злое дело, - лишают людей стада животных, через это внушают страх ко Христу, вместо благодарности за спасение безнадёжно погибавшего земляка. Внушают страх за свои грехи, а не надежду на милость Божию, и просят Его отойти от них".
В завершение проповеди отец Нил призвал всех не поддаваться бесовскому страху, "не убегать от Иисуса в скорбях и бедах, что бы с нами не произошло, но приблизиться ещё больше к Нему", а также "просить, чтобы быть с Ним рядом, подобно исцелённому гадаринскому одержимому". Батюшка заверил, что "мы уже рядом с Христом, когда вспоминаем Его, когда молимся Ему, когда выбираем поступить по евангельски, а не по обычаям мира сего, а также мы рядом, когда уповаем на Него".
Фото Марии Голубевой.
"Лишившись покрова Божия, человек стал доступен демонам..."
Божественную литургию в Кирилло-Белозерском монастыре 9 ноября возглавил благочинный обители иеромонах Нил (Андрощук).Свою воскресную проповедь отец Нил посвятил разъяснению на Евангелие от Луки (гл.8, ст.26-29).
Батюшка сказал: "В воскресном Евангелии от Луки за литургией мы с вами слышали, как Господь изгнал огромное количество - легион бесов - из человека ими одержимого. Евангелист Матфей указывает, что их было двое, но в сегодняшнем чтении речь идёт об одном из них, видимо, наиболее свирепо одержимом. Этот человек полностью потерял контроль над собою, над своею волею и находился всецело под властью демонов, гоним был ими, обитая во гробах, в горах, в пустыне. Многократно он разбивал оковы и цепи, которыми люди связывали его, дабы укротить его ярость. Все окрестные жители настолько были напуганы, что увидев его освобождённым от бесов, разумно и спокойно сидящим у ного Иисуса, просили Христа удалиться от них. Они перенесли свой страх на Спасителя; испугались Его власти и могущества, повелевавшего этой армией бесов и приказавшего им выйти из человека и по их мольбе войти в нечистых животных, в сивное стадо, пасшееся неподалёку".
Продолжая духовное размышление о том, почему так много бесов вселилось в одного человека, почему бесы способны это сделать и зачем они просили разрешения войти в стадо свиней, а войдя в них - тут же губят свиней в море, отец Нил предложил такой ответ: "Причиной, по которой падшие ангелы получили власть над человеком, было грехопадение первых людей... Человек, как сказано в Псалтири, малым чем отличавшийся от ангелов, упал как бы с неба на землю, упал с высоты своего предназначения. Он лишился особой благодатной связи с Богом и через это разбился насмерть. Смерть - это лишение животворящей божественной силы, Божией благодати, которая особо крепко связывала человека с Богом".
Вспомнив про изгнание Адама с Евой из рая из-за отказа первых людей от покаяния, то есть от осознания своей вины и нарушения запрета, батюшка продолжил: "Лишившись покрова Божия, человек стал доступен демонам... Люди перестали воспринимать мир духов, но духи могли влиять на людей. Они действуют постепенно, сначала через помыслы, потом чувства, физиологию, а в тяжёлых случаях прямо вселяются в человека. Но они никогда не могут сделать это по своему хотению, но только с дозволения Божия, Который попускает это, как некое суровое врачевание для особо горделивых и упорных душ. Потому-то и спрашивают гадаринские бесы дозволения, без которого не могут войти даже в нечистых животных, а войдя, творят злое дело, - лишают людей стада животных, через это внушают страх ко Христу, вместо благодарности за спасение безнадёжно погибавшего земляка. Внушают страх за свои грехи, а не надежду на милость Божию, и просят Его отойти от них".
В завершение проповеди отец Нил призвал всех не поддаваться бесовскому страху, "не убегать от Иисуса в скорбях и бедах, что бы с нами не произошло, но приблизиться ещё больше к Нему", а также "просить, чтобы быть с Ним рядом, подобно исцелённому гадаринскому одержимому". Батюшка заверил, что "мы уже рядом с Христом, когда вспоминаем Его, когда молимся Ему, когда выбираем поступить по евангельски, а не по обычаям мира сего, а также мы рядом, когда уповаем на Него".
Завершил отец Нил свою проповедь словами преподобного Макария Великого, победившего дьявола: "Человеческий ум, когда ищет Божественной помощи, не слабее сатаны, так что их борьба не является неравной".
Фото Марии Голубевой.







