Новости

09.02.2025

Неделя о мытаре и фарисее

Великий пост начинается 3 марта. Но уже 9 февраля почувствовалось его дыхание: на всенощном бдении после 50-го псалма погасли паникадила и хор пропел «Покаяния отверзи ми двери».
Начиная с этого момента покаянные тропари будут звучать на каждом воскресном богослужении вплоть до пятой недели Великого поста.
А сейчас, за три недели до Великого поста, идет первая подготовительная к нему неделя – Неделя о мытаре и фарисее.
Предлагаем вашему вниманию проповедь игумена Кирилло-Белозерского монастыря отца Анастасия в Неделю о мытаре и фарисее, произнесённую им в храме преподобного Кирилла 9 февраля 2025 года:
- Сегодняшнее воскресное Евангелие говорит о мытаре и фарисее. Всем знаком этот сюжет, когда фарисей приходит в храм, гордясь свой праведностью, а мытарь, осознавая свои грехи, даже не пытается войти в храм, но стоит на его пороге, бьёт себя в грудь и говорит: «Боже, милостив буди мне, грешному!»
Я хотел бы остановиться на нескольких важных моментах этой притчи.
Во-первых, стоит обратить внимание на самодовольство фарисея, его надменность. Он знал, что он неукоснительно внешне выполняет все предписания закона, но оставался чужд духу этого закона, чужд духу любви. Он был исполнителем закона, но не был его живым воплощением, выразителем. Его надменность порождалась его исполнительностью. Он забыл, что суть закона – это, прежде всего взаимоотношение между Богом и человеком, закон любви. И всё же Бог не отверг его. Фарисей ушёл из храма домой осуждённым, менее освящённым, менее приблизившимся к Богу. Он исполнил всё внешнее, но внутренне он был далёк от Бога, нежели мытарь, потому что сердце его не было открыто. И он не знал ничего о любви, а знал лишь обязанности: свой долг и исполнительное отношение ко всему.
А кто из нас может похвалиться, что живя по Евангелию и идя путями Церкви, мы не поступаем иногда как этот фарисей? Когда мы начинаем исполнять все церковные предписания, то невольно в душу закрадывается червоточина, что всё у нас хорошо, всё получается. А на самом деле, мы отдаляемся от Бога, если забываем о любви, об отношении к ближним. И тогда наше общение с Богом прерывается. Апостол Павел про таких фарисеев говорил, что они пустые сосуды. К сожалению многие монашествующие часто грешат этим: внешнее исполняют все заповеди, обрядов, а за внешними обрядами часто забывают о внутреннем делании, о христианском отношении к людям. Каждый должен задуматься и проверить себя: присутствует ли в нём фарисейство.
Теперь посмотрим на мытаря. Прежде всего, он знал, что он не достоин быть среди народа Божьего, что он грешник, что он отделён от Бога своими внутренними страстями: жадностью, страхом, ненавистью, вожделением, что он находится в конфликте со всеми окружающими. Ведь кто он был для израильтян? По-сути для них он был предатель, который работал на оккупантов – на римлян: собирал подати, мог забрать последнее у нищих людей. И гордиться ему было нечем. Он осознавал, что постоянно делал непотребные вещи и для окружающих израильтян он стал предателем и хищником. Но он надеялся, что Бог будет милостив к нему, что Бог разглядит за его внутренней отвратительностью ту искру света, которая ещё осталась и тлела в его душе. Именно это привело мытаря к состоянию покаяния. Он не решился войти в храм, но стоял на пороге храма, зная, что земля храма святая, ведь храм - это дом Бога. Он стоял, бил себя в грудь и молился: «Боже, милостив буди мне, грешному!»
И вот чему мы должны научиться, когда приходим в церковь, в дом Божий: когда весь мир предан во власть зла, в этом месте, в храме, зла нет. Здесь живёт Господь. И мы должны вести себя здесь смиренно, тихо, спокойно, никогда не допускать мысли высокомерия и надменности. Здесь, в храме Божием, все равны. Если мы допускаем мысли высокомерия перед другими людьми, то мы отделяемся и отстраняемся от Бога.
Научимся же, братья и сестры, у мытаря и фарисея, что нам брать пример и чего избегать. Тогда мы встретим Господа в Его милости, в Его любви. И каждый пусть про себя подумает, каких черт в нём больше: от фарисея или от мытаря? Задумаемся о духе покаяния, который был в мытаре. И я думаю, что Господь просветит и вразумит вас, наставит и направит на правильный путь. Аминь.

1.jpg2.jpg3.jpg





4.jpg5.jpg6.jpg


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь