Новости
Нужно благодарить Бога чаще, чем дышать!
22 декабря Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. В храме преподобного Кирилла Кирилло-Белозерского монастыря состоялась Божественная литургия, которую возглавил иеромонах Нил (Андрощук). Батюшке сослужила братия монастыря в священном сане.
Отец Нил произнёс проповедь: «Сегодня в храме читалось Евангелие от Луки, в котором рассказывается о том, как Господь наш Иисус Христос на границе между Галилеей и Самарией, при входе в одно селение встретил десять прокаженных, которые кричали Ему: «Иисус Наставник! помилуй нас». И Господь смилостивившись над ними повелел им, чтобы они пошли и показались священникам. Дело в том, что в те древние времена в Ветхозаветной Церкви священники помимо исполнения религиозных функций, ещё исполняли и функцию регистрации брака, в том числе и функции врачей. То есть они были призваны свидетельствовать перед обществом об исцелении людей от каких-то заразных болезней, в том числе и об исцелении от проказы, то есть о том, что человек очистился и может пребывать в обществе. Если человек не получал разрешения от священника, то он не допускался в общество. Вот почему Господь повелел прокажённым показаться священникам. Они пошли и когда они были на пути к священникам, то обнаружили, что проказа сошла, что они очистились, исцелились. И лишь один из десяти человек, который был самарянином, а не иудеем (самаряне были вне Ветхозаветной Церкви, вне Богом избранного еврейского народа), он из благодарности отправился в обратный путь, громко славя Бога. Когда он догнал Иисуса Христа, то пал ниц к Его ногам и благодарил за то, что Он его исцелил. Видя это, Господь обращается к Самарянину: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» И сказал Самарянину: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя».
В этом евангельском отрывке говорится о том, что Господь сотворил чудо исцеления людей, которые обращаются к Нему с просьбой и верой. Но это не самое главное. Самая главная мысль – это мысль о благодарности: о важности благодарности человека в жизни. Благодарность – это признательность человека кому-либо за оказанное благодеяние. Человек имеет способность к переживанию радости этой жизни и удивлению. Благодарность в обществе человеческом очень важна. Это положительное качество души. Это настоящая ценность и она поощряется в обществе, считается добрым признаком в человеческой душе. Если человек не благодарный, то этого человека стараются сторониться и относятся к нему презрительно. Есть такое выражение «чёрная неблагодарность», то есть абсолютная неблагодарность, когда за благодеяния человек не высказывает никакой благодарности. Пятая заповедь говорит о том, что мы должны почитать отца и мать. И в этой заповеди говорится о том, что за это будет нам благодеяние и долголетие. Это единственная Заповедь, которая обещает нам блага в этой жизни. Заповедь о почитании отца и матери призвана к научению человека благодарности. Хотя заповедь говорит о почитании только отца и матери, но если брать эту заповедь глубже, то она относится ко всем людям, которые оказали нам какое-то благодеяние в нашей жизни: учителя, наставники и так далее. То есть эта заповедь учит нас благодарности, тому, что мы должны быть благодарны. И тем более мы должны быть благодарны, прежде всего, Богу, нашему Творцу, который призвал нас в эту жизнь земную, наградил нас какими-то талантами, дал здоровье и все блага. Более того, апостол Павел говорит в послании фессалоникийцам: «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Здесь говорится о том, что мы должны быть благодарны Богу за всё: не только когда у нас всё хорошо, но и тогда, когда у нас всё плохо. Не только тогда, когда дует попутный ветер, но и тогда, когда ветер противный, буря, происходит крах в жизни, теряется здоровье, происходят другие беды. И тогда мы должны быть благодарны Богу. Если человек в таких тяжёлых обстоятельствах оказывается благодарным Богу, то это говорит о высоком показателе духовной жизни этого человека. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что человеку, который оказался в тяжких скорбных обстоятельствах и в это же время благодарит Бога, это вменяется в подвижничество, если даже человек не вёл благочестивую жизнь. Благодарение Бога в такой ситуации вменяется человеку в мученический венец. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что когда у тебя всё хорошо, нужно благодарить Бога, и тогда это благоденствие будет продолжаться, а когда постигла тебя какая-то скорбь, какое-то несчастье, то тоже нужно благодарить Господа и тогда несчастье прекратится.
Для человека неверующего будет непонятно, как это можно быть благодарным богу, когда у нас всё плохо, когда наша жизнь рушится. А мы, верующие люди, знаем Священное Писание и то, что нам говорит Господь и апостол Павел: что плотской человек о плотском помышляет, а духовный о духовном. То есть мы должны духовно размышлять для чего нам это испытание нужно, для чего нас постигла эта скорбь. А из Священного Писания мы знаем, что Господь говорит: «Кого люблю, того наказываю». Для чего это нам нужно иногда трудно постигнуть. Эти несчастья, болезни, неурядицы, которые нас постигают, нам нужны для нашего спасения. Следует научиться духовно рассуждать о том, для чего нам это послал Бог и продолжать быть благодарным Богу. И научившись благодарности, всё будет в жизни хорошо. Святитель Тихон Задонский, наш русский Златоуст говорил: «Мы должны благодарить Бога больше, чем дышать». То есть мы должны быть благодарны Богу всегда, непрерывно. Как это – быть благодарным Богу больше, чем дышать? Будем вместе с вами этому учиться».