Новости

15.09.2024

Празднование дня памяти новомучеников Кирилловских

15 сентября, верующие Кириллова отмечают особую дату - день памяти новомучеников Кирилловских. Божественную литургию в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря возглавил игумен монастыря отец Анастасий, которому сослужила братия монастыря в священном сане, благочинный и духовенство Кирилловского церковного округа: протоиерей Владимир Колосов, протоиерей Алексей Фомичев, иерей Кирилл Виноградов.

Отец Анастасий обратился к прихожанам и паломникам с проповедью:

«Братья и сестры, всех вас поздравляю с воскресным днём, а также с нашим праздником – новомучеников Кирилловских. Не так давно, в декабре прошлого года мы собирались в Санкт-Петербуге на конференцию о прославлении новомучеников. В нашем монастыре тоже есть новомученики и нас пригласили выступить с докладом. Сегодня хочу поделиться некоторыми тезисами из него.

Мученичество за веру – это особый подвиг добровольного страдания за Христа. ХХ век вместе с величайшими научными и техническими открытиями, прогрессом, принёс смятение, смуты и революции в наш мир. В нашей великой православной державе - России наступили времена гонений. Появились мученики за веру во Христа, которых стали называть новомучениками. Число российских новомучеников огромно, есть они и в нашей Кирилловской земле.

Ровно 106 лет назад близ Кириллова были безвинно расстреляны епископ Кирилловский Варсонофий, игуменья Ферапонтова монастыря Серафима (Сулимова) и четверо мирян – бывший гласный Кирилловской Городской Думы Николай Бурлаков, бывший земский начальник и мировой судья Михаил Трубников, крестьянин Анатолий Барашков и торговец Филипп Марышев. В этот же день Церковь вспоминает и священника Ферапонтова монастыря Иоанна Иванова, расстрелянного осенью 1918 года.

Вспомним некоторые фрагменты из жизни новомучеников. Всего полтора года владыка Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев) был настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря и одновременно викарием Новгородской епархии, но успел заслужить любовь паствы как проповедник, умелый организатор и смиренный монах. Родился он в 1871 году в многодетной семье псаломщика. Отец умер рано, на руках матери осталось восемь малолетних детей. Получив духовное образование, Василий принял постриг в 1895 году, затем священный сан. В январе 1917 года состоялась его хиротония во епископа Кирилловского.

Из жизнеописания владыки мы знаем, что 14 сентября 1918 года епископ Варсонофий и искусствовед Александр Анисимов осматривали древности Горицкого Воскресенского монастыря. На обратном пути из монастыря он был арестован и заключён в тюрьму в Кириллове. На следующий день, в числе иных, он был бессудно, то есть без суда и следствия, казнён Череповецким губернским карательным отрядом на горе Золотухе.

Значимость произошедшего в 1918 году на святой Кирилловской земле уже тогда глубоко осознал будущий патриарх Алексий I и выразил её в ответной телеграмме растерявшейся братии Кирилло-Белозерского монастыря. Как говорится в Писании «поражу пастыря и рассеются овцы стада», так и монахи были в смятении. Он написал удивительные слова духовного утешения: «Свершилась воля Божия о Преосвященном Епископе Варсонофии. В награду за его благочестивую жизнь, за его усердие и твёрдость в несении иноческого подвига, за его кротость и незлобие, и вместе ревность о Церкви Христовой дана ему от Господа величайшая награда ещё здесь на земле удостоиться части избранных и сподобиться венца мученического. Житие его было честно и успение со святыми. Преклонимся пред неисповедимыми судьбами Божиими и, скорбя об утрате приснопамятного Владыки, возблагодарим Бога за то, что и в наши дни, в назидание нам, Он воздвигает светильников веры и благочестия…».

Отметим, что до 2019 года документы, раскрывающие неизвестные обстоятельства мученической кончины священномученика Иоанна Иванова были засекречены. Совсем недавно череповецкому историку, древлехранителю Михаилу Геннадьевичу Мальцеву удалось установить, что местом расстрела отца Иоанна был отнюдь не Череповец, а город Кириллов. То есть его мощи вполне могли быть погребены близ захоронения остальных новомучеников Кирилловских. Отца Иоанна расстреляли 27 сентября (по новому стилю) того же года.

В 1960-х годах место захоронения новомучеников Кирилловских было осквернено, и власти на том месте построили свинарник. Лишь 17 декабря 1998 года на месте казни мучеников был установлен крест.

Епископ Варсонофий был прославлен как местночтимый святой Вологодской епархии в 1999 году, а в 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе в Москве в сонме новомучеников и исповедников Российских он и вышеперечисленные кирилловские новомученики, а также священник Ферапонтова монастыря священномученик Иоанн Иванов были причислены к лику святых.

Невольно мы задаёмся вопросом: из-за чего же расстреляли новомучеников Кирилловских? Причина трагедии была следующей: 11 сентября 1918 года был убит большевик, возглавлявший комитет бедноты Андрей Иудович Костюничев. Активиста застрелили через окно. Череповецкий ревтрибунал (Кириллов в то время стал частью Череповецкой губернии) постановил: «Ответить на убийство коммуниста Андрея Костюничева красным террором, а именно: кроме наглых убийц и заговорщиков, подвергнуть расстрелу из числа 52 заложников… 37 человек». В числе жертв красного террора оказались и четверо жителей Кириллова, которых расстреляли на Золотухе. Хочу отметить, что захоронение Андрея Костюничева до сих пор находится в парке, носящем его имя и расположенном у детской площадки в самом центре города Кириллова. Там в 60-е годы проходили торжественные церемонии посвящения в комсомол. А в далёком 1918 году убийство большевика Андрея Костюничева стало поводом для развязывания красного кровавого террора в Кирилловском уезде. Ещё раз повторю: 37 человек без суда и следствия были приговорены к расстрелу, а ещё 15 оставлены в качестве заложников «до следующего случая террористического контрреволюционного выступления в уезде».

Но расстрела без суда и следствия показалось палачам мало, и они надругались над телами своих жертв, не дав даже похоронить их по христианскому обряду, и не позволив совершить отпевание по положенному чину. В течение двух лет после расстрела верующие испрашивали разрешения перезахоронить тела убитых согласно православной традиции, но так его и не добились. До сих пор останки новомучеников не найдены, так как на том самом месте, где пролилась невинная кровь новомученников, в годы Советской власти была устроена свалка костей забитого скота и свинарник, который был разобран только в 2002 году, а позже по соседству устроили карьер, и лишь в 1998 году православная община установила на месте мученической кончины страстотерпцев поклонный крест, а затем, в 2005 году на средства благодетелей монастыря на месте расстрела была построена деревянная часовня, увенчивающаяся небольшой колокольней. У часовни шесть куполов – в честь шести новомучеников. Деревянную часовню, как и поклонный крест, построил кирилловский священник протоиерей Алексей Фомичев.

В 2000 и 2001 году на горе Золотухе была предпринята попытка обнаружения останков новомучеников. Были проведены раскопки, но найти ничего не удалось.

Другим возможным местом захоронения является старинное стрельбище близ горы Полати (соседней с Золотухой), о котором стало известно из письма, присланного в 2017 году на имя благочинного Кирилловского церковного округа протоиерея Владимира Колосова. Вот дословный текст этого письма: «Благочинному Кирилловского округа протоиерею Владимиру Колосову. Уважаемый отец Владимир! Прочитав статью в газете «Новая жизнь» № 17 от 29.09.2017 о Кирилловских новомучениках, я хочу поделиться с Вами информацией, касающейся этой истории. Со слов Валентины Анатольевны Королевой, в 90-х годах археологи, приезжавшие в Кириллов на поиски захоронений расстрелянных новомучеников, искали их не в том месте. Валентина Королева в то время проживала в местечке Обшара города Кириллова. Она, узнав о приезде археологов, рассказала мне, что Павел Балдин жил в доме на углу улиц Костюничева и Белозерской, мимо которого по старой Горицкой дороге и вели на расстрел новомучеников. Позднее он рассказывал Валентине Анатольевне, что в 1918 году, будучи ещё подростком, вместе с другими ребятами бегал на гору Полати, за которую тогда и повели на расстрел новомучеников. Она предположила, что вероятное место расстрела находится там, так как на гору Полати вёл первый поворот по старой Горицкой дороге, а до горы Золотухи от этого поворота оставался ещё 1 километр. Обе эти горы хорошо просматривались с горицкой и белозерской дорог, а вероятное место расстрела (по её словам) ниоткуда не было видно. Раньше там были сенокосы. С уважением, Владимир Левин. 16.10.2017 г».

Всё перечисленное лишь гипотезы. Но пока останки новомучеников не обретены.

         Я всегда повторяю: молитесь своим новомученикам, не забывайте о них. В нашем Кирилло-Белозерском монастыре при постриге дают имена новомучеников: есть у нас монах Иоанн, был монах Варсонофий и другие монахи, постриженные в честь новомучеников.

О трагедии 1918 года на горе Золотухе была издана в 2018 году художественная книга «Восхождение» вологодского писателя и журналиста Дмитрия Ермакова. Сейчас её в продаже уже нет, её распространили, но советую всем найти и почитать. На мой взгляд, автору книги удалось прочувствовать и донести до читатела атмосферу, которая в то время творилась в Кириллове, какой груз давил на епископа Варсонофия, как ему было тяжело. Книга написаны простым, живым и ярким языком и помогает прочувствовать эту атмосферу.

В нашем монастыре постоянно переиздаются буклеты о жизни новомучеников Кирилловских, таким образом мы сохраняем память об этих кирилловских святых.

Также у нас есть добрая традиция, зародившаяся в монастыре с 1995 года, совершать крестный ход на гору Золотуху 15 сентября. Каждый может пройти этот короткий крестный ход от Кирилло-Белозерского монастыря до горы Золотухи. Крестный ход к часовне Новомучеников Кирилловских, наверное, можно назвать уникальным, потому что каждый раз мы идём тем самым путём, по которому шли мученики, по которому их вели на страдание за Христа. Этот небольшой путь в 25 минут, для новомучеников явился путём от временной жизни к жизни вечной, дорогой от простой жизни человеческой в Царствие Небесное.

Память потомков хранит пример мученического подвига кирилловчан. И там, где, казалось бы, случилась эта трагедия происходит совершенно противоположное по своему глубокому смыслу: печаль обращается в радость. Потому что мы знаем, что новомученики с господом, они стоят перед Престолом Божиим, они наши заступники, наши молитвенники и ходатели за нас и последователи евангельскому образу зерна, брошенному в землю. Как пишет евангелист Иоанн: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Поздравляю всех с праздником. Святые новомученики Кирилловские, молите Бога о нас!»

Затем верующие совершили крестный ход до часовни новомучеников Кирилловских, где был отслужен молебен. Благочинный Кирилловского округа произнёс проповедь. В часовне верующие приложились к иконе новомучеников Кирилловских и помолились у поклонного креста, расположенном на самой высокой точке горы Золотухи.

1.jpg2.jpg3.jpg






4.jpg5.jpg6.jpg






7.jpg8.jpg9.jpg






Фото Марии Голубевой



Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь