Новости
04.08.2024
4 августа - Неделя 6-я по Пятидесятнице. Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины
Божественную литургию в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря возглавил наместник обители игумен Анатасий (Додарчук). Ему сослужила братия монастыре в священном сане.
С проповедью к верующим обратился благочинный монастыря иеромонах Нил (Андрощук):
«В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как рассказывается о чуде, совершённом Иисусом Христом - об исцелении человека. В прошлые воскресные дни мы слышали о разных чудесах: об исцелении слуги сотника, об исцелении бесноватого, а сегодня слышали об исцелении расслабленного.
Что значит расслабленный? Это человек парализованный, который не владеет членами своего тела. Содержание этого евангельского отрезка следующее: Иисус Христос, войдя в лодку, переправляется на другой берег Иордана и входит в свой город Капернаум, где Он жил в последние годы своей земной жизни во время проповеди. К Нему в дом принесли этого расслабленного, внеся его на постели. В Евангелии от Матфея, которые мы сегодня с вам слышали, несколько упускаются подробности, но в параллельном Евангелии от Марка об этом случае описывается более подробно и говорится, что расслабленного не просто принесли в дом, а для того, чтобы добраться до Спасителя, товарищам расслабленного пришлось разобрать крышу и спустить этого человека, находящегося в немощи, к Иисусу Христу.
Далее описывается, что Господь наш Иисус Христос, видя веру этих людей и их усердие, обращается к этому расслабленному со словами: «Дерзай чадо, прощаются тебе грехи». И книжники, которые тоже присутствовали в этой храмине, то есть в этом доме, слыша эти слова, осудили Иисуса Христа, подумав в сердце своём, что Он богохульствует. И поскольку Господь сердцевидец, Он знает истинные помышления, Он обращается к ним со словами: «Что помышляете в сердцах ваших: что легче сказать: прощаются тебе грехи или встань, возьми постель твою и иди домой? Чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть прощать грехи, и Он вновь обращается к расслабленному со словами: «Чадо, встань, возьми постель твою и иди в дом свой». И этот человек, который до того момента был расслабленным, нисколько не сомневаясь, встаёт, берёт постель свою и идёт домой. И люди, кроме книжников, которые присутствовали в этом доме, прославили Бога за ту власть, которую Он дал человекам. Вот смысл отрывка из Евангелия, которое мы слышали сегодня за богослужением.
Каждое Евангелие несёт нам назидание. По поводу этого евангельского случая нужно обозначить следующие моменты:
Во-первых, мы должны знать, почему мы болеем, облекаемся какой-то немощью. Это возникает вследствие наших грехов, каких-то наших пагубных страстей, похотей. То есть, когда мы совершаем грех, уязвляется наша душа, покрывается язвами наше тело, мы страдаем и болеем. Это мы прекрасно знаем: многие болезни происходят из-за того, что мы грешим, предаёмся пагубным страстям, похотям. Когда с нами это возникает, надо одуматься. Следует иметь страх Божий, чтобы вовремя остановиться и не допустить этой страсти, не дать этому греху дальше развиваться. Мы должны знать, что за всё будет расплата. Да, потом можно будет принести покаяние, оплакать этот грех, но какой ценой это дастся? Какой ценой дастся исцеление? Всё равно на нашей душе останутся рубцы, а возможно и рубцы на теле от болезней. Поэтому мы должны всегда думать, что мы делаем, сдерживать себя и всячески сторониться греховной жизни, чтобы нам не болеть.
Во-вторых, в этом евангельском чтении мы видим, что когда эти книжники в своём сердце начинают укорять Господа, то получается, что у них было какое-то сомнение и Господь их осуждает за это сомнение. Но нам нужно знать, что Господь никогда не запрещает человеку иметь критическое мышление. Он нам не запрещает в чём-то сомневаться, не запрещает нам сразу не принимать что-то новое, с чем мы сталкивается впервые в жизни, не принимать всё сразу на веру. Господь указывает здесь на то, что причиной сомнения у этих книжников было как раз то, что они завидовали. Обратите внимание на то, что где бы Спаситель не появлялся, всюду к нему стекалось множество народу, потому что Он сопровождал Свою проповедь о Царствие Небесном множеством чудес, Он проявлял милость к падшему человечеству. И книжники, видя то, как Он обретает множество учеников, завидуют Господу. Это сомнение у книжников было из-за того, что их сердца были заражены неприязнью, злом. И поэтому они воспринимают это чудо, которое видят, с неприязнью. Это страшный грех, когда мы видим в нашей жизни явное чудо и не принимаем его. Сам Господь сказал, что единственный грех, который не прощается человеку ни в этом веке, ни в будущем веке - это хула на Духа Святого. А хула на Духа Святого, это как раз то, что мы видим явное чудо в жизни, божественное чудо, и не принимаем его. Не принимаем не потому, что сомневаемся, а из-за зависти, неприязни, которая в нашем сердце. Простой пример того, что Господь не запрещает нам сомневаться: вспомните апостола Фому, который усомнился, что Господь воскрес. Господь просто пожурил апостола Фому и сказал: блаженны те, кто не видел и уверовал. Но Господь не укорял сомнения апостола Фомы.
В-третьих, важно то, что Господь сначала исцеляет душу человека от греха, а потом тело. Господь говорит: «Прощаются тебе грехи, чадо», а потом уже исцеляет тело. Это указывает на иерархичность духовного над материальном. Господь показывает, что вечное гораздо важнее земного, тленного, временного. И Он нам говорит: ищите прежде всего Царствия Небесного, а всё остальное приложится вам. Поэтому нисколько не сомневайтесь, ищите Царствия Небесного, а всё, что вам на потребу, а Господь Сам знает, что вам нужно, что вам на пользу, и Он Сам вам это даст».
Что значит расслабленный? Это человек парализованный, который не владеет членами своего тела. Содержание этого евангельского отрезка следующее: Иисус Христос, войдя в лодку, переправляется на другой берег Иордана и входит в свой город Капернаум, где Он жил в последние годы своей земной жизни во время проповеди. К Нему в дом принесли этого расслабленного, внеся его на постели. В Евангелии от Матфея, которые мы сегодня с вам слышали, несколько упускаются подробности, но в параллельном Евангелии от Марка об этом случае описывается более подробно и говорится, что расслабленного не просто принесли в дом, а для того, чтобы добраться до Спасителя, товарищам расслабленного пришлось разобрать крышу и спустить этого человека, находящегося в немощи, к Иисусу Христу.
Далее описывается, что Господь наш Иисус Христос, видя веру этих людей и их усердие, обращается к этому расслабленному со словами: «Дерзай чадо, прощаются тебе грехи». И книжники, которые тоже присутствовали в этой храмине, то есть в этом доме, слыша эти слова, осудили Иисуса Христа, подумав в сердце своём, что Он богохульствует. И поскольку Господь сердцевидец, Он знает истинные помышления, Он обращается к ним со словами: «Что помышляете в сердцах ваших: что легче сказать: прощаются тебе грехи или встань, возьми постель твою и иди домой? Чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть прощать грехи, и Он вновь обращается к расслабленному со словами: «Чадо, встань, возьми постель твою и иди в дом свой». И этот человек, который до того момента был расслабленным, нисколько не сомневаясь, встаёт, берёт постель свою и идёт домой. И люди, кроме книжников, которые присутствовали в этом доме, прославили Бога за ту власть, которую Он дал человекам. Вот смысл отрывка из Евангелия, которое мы слышали сегодня за богослужением.
Каждое Евангелие несёт нам назидание. По поводу этого евангельского случая нужно обозначить следующие моменты:
Во-первых, мы должны знать, почему мы болеем, облекаемся какой-то немощью. Это возникает вследствие наших грехов, каких-то наших пагубных страстей, похотей. То есть, когда мы совершаем грех, уязвляется наша душа, покрывается язвами наше тело, мы страдаем и болеем. Это мы прекрасно знаем: многие болезни происходят из-за того, что мы грешим, предаёмся пагубным страстям, похотям. Когда с нами это возникает, надо одуматься. Следует иметь страх Божий, чтобы вовремя остановиться и не допустить этой страсти, не дать этому греху дальше развиваться. Мы должны знать, что за всё будет расплата. Да, потом можно будет принести покаяние, оплакать этот грех, но какой ценой это дастся? Какой ценой дастся исцеление? Всё равно на нашей душе останутся рубцы, а возможно и рубцы на теле от болезней. Поэтому мы должны всегда думать, что мы делаем, сдерживать себя и всячески сторониться греховной жизни, чтобы нам не болеть.
Во-вторых, в этом евангельском чтении мы видим, что когда эти книжники в своём сердце начинают укорять Господа, то получается, что у них было какое-то сомнение и Господь их осуждает за это сомнение. Но нам нужно знать, что Господь никогда не запрещает человеку иметь критическое мышление. Он нам не запрещает в чём-то сомневаться, не запрещает нам сразу не принимать что-то новое, с чем мы сталкивается впервые в жизни, не принимать всё сразу на веру. Господь указывает здесь на то, что причиной сомнения у этих книжников было как раз то, что они завидовали. Обратите внимание на то, что где бы Спаситель не появлялся, всюду к нему стекалось множество народу, потому что Он сопровождал Свою проповедь о Царствие Небесном множеством чудес, Он проявлял милость к падшему человечеству. И книжники, видя то, как Он обретает множество учеников, завидуют Господу. Это сомнение у книжников было из-за того, что их сердца были заражены неприязнью, злом. И поэтому они воспринимают это чудо, которое видят, с неприязнью. Это страшный грех, когда мы видим в нашей жизни явное чудо и не принимаем его. Сам Господь сказал, что единственный грех, который не прощается человеку ни в этом веке, ни в будущем веке - это хула на Духа Святого. А хула на Духа Святого, это как раз то, что мы видим явное чудо в жизни, божественное чудо, и не принимаем его. Не принимаем не потому, что сомневаемся, а из-за зависти, неприязни, которая в нашем сердце. Простой пример того, что Господь не запрещает нам сомневаться: вспомните апостола Фому, который усомнился, что Господь воскрес. Господь просто пожурил апостола Фому и сказал: блаженны те, кто не видел и уверовал. Но Господь не укорял сомнения апостола Фомы.
В-третьих, важно то, что Господь сначала исцеляет душу человека от греха, а потом тело. Господь говорит: «Прощаются тебе грехи, чадо», а потом уже исцеляет тело. Это указывает на иерархичность духовного над материальном. Господь показывает, что вечное гораздо важнее земного, тленного, временного. И Он нам говорит: ищите прежде всего Царствия Небесного, а всё остальное приложится вам. Поэтому нисколько не сомневайтесь, ищите Царствия Небесного, а всё, что вам на потребу, а Господь Сам знает, что вам нужно, что вам на пользу, и Он Сам вам это даст».
Фото Марии Голубевой.