Новости
Престольный праздник в Кирилло-Белозерской обители
21 июня в Кирилло-Белозерском монастыре праздновали день памяти преподобного Кирилла Белозерского – основателя прославленной святой обители.
В этом году празднование было перенесено с 22 на 21 июня из-за совпадения дня памяти преподобного Кирилла с Вселенской Троицкой родительской субботой.
Накануне, 20 июня в Успенском соборе было совершено всенощное бдение. 21 июня Божественную литургию возглавил наместник монастыря игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужили настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), игумения Ново-Леушинского монастыря в селе Мякса матушка Кирилла, благочинный Кирилловского церковного округа протоиерей Владимир Колосов, а также священники Кирилловского благочиния: протоиерей Алексей Фомичев, иерей Кирилл Виноградов, иерей Кирилл Мелентьев, а также братия монастыря в священном сане: иеромонах Нил (Андрощук), иеромонах Даниил (Хмелев).
С проповедью к верующим обратился настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Аксёново отец Кирилл Виноградов: «Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с праздником преподобного Кирилла Белозерского! Сегодня преподобный всех нас собрал, чтобы мы все вместе помолились Богу. Такие богослужения, на которые собираются священ
ники из разных монастырей и храмов, съезжаются многочисленные верующие, прихожане разных храмов, всегда совершаются с особым чувством, с особой радостью. Все мы знаем житие преподобного Кирилла. Помним, что он происходил из очень знатной семьи, которая была приближена к семье святого благоверного князя Дмитрия Донского. Преподобный Кирилл благодаря такому своему знатному происхождению мог бы сделать блестящую светскую карьеру, но он выбрал путь служения Богу, путь духовной жизни и со временем стал настоятелем Симонова монастыря в Москве. И как мы знаем, будучи ещё совсем юным молодым послушником, он сподобился великой чести, что к нему первому приходил преподобный Сергий Радонежский, когда посещал Симонову обитель. Преподобный Сергий беседовал с будущим преподобным Кириллом, а потом уже посещал старцев обители. Преподобный Кирилл мало того, что отказался от блистательной светской карьеры, когда ему все дороги, все двери были открыты, но он даже не остался в Москве, буквально убежав оттуда, скрывшись от суеты для того, чтобы спокойно уединённо в этих северных землях молиться Богу. Он ушёл со своим другом преподобным Ферапонтом, с которым со временем по взаимному согласию и любви они решили жить вместе со своими учениками. Конечно, у них не было цели основать здесь обители, они шли для уединённой молитвы, для спасения своей души. И как мы знаем, преподобный Ферапонт, получив от Бога дар давать мудрые советы, сам всю жизнь обращался за советом к преподобному Кириллу. Он приходил к нему или писал письма до конца своей жизни, прося совета преподобного Кирилла по тому или иному поводу. Конечно, это развенчивает сплетню, что преподобные Кирилл и Ферапонт поссорились и потому стали отдельно жить. Они по обоюдному согласию подвизались отдельно.
Из такой маленькой кельи-землянки, которую преподобный Кирилл здесь выкопал, со временем выросла такая огромная прославленная обитель. Богу было угодно, чтобы такая великая во всех отношениях обитель была именно здесь. Мы знаем, что к преподобному Кириллу и при его жизни устремлялось много учеников, и после его преставления множество людей приходило сюда для того, чтобы получить его молитвенное заступничество, чтобы по молитвам преподобного Кирилла Господь подал тому, кто молится здравую мысль, вразумление, здоровье. И конечно, мы здесь чувствуем присутствие преподобного Кирилла, его молитвы, чувствуем, что он здесь и вместе с нами молится Богу. Но, конечно, преподобный Кирилл своими молитвами покрывает не всех, кто проходит через Казанскую башню монастыря и просто ходит, гуляет по территории. Сколько за всю историю Кирилло-Белозерской обители здесь побывало прославленных людей! Сюда приходил для того, чтобы изучать устав Кирилло-Белозерской обители преподобный Иосиф Волоцкий, приезжали великий князь Василий Третий и его супруга Елена Глинская, затем их сын Иоанн Четвёртый, Грозный, который и скончался иноком Кирилло-Белозерской обители, и сейчас мы его за каждым богослужением поминаем как инока Иону. Также его отец Василий Третий завещал, чтобы его постригли как инока Кирилло-Белозерской обители. Святой праведный Иоанн Кронштадтский тоже был здесь, братья государя Александра Третьего: великий князь Владимир Александрович и Сергей Александрович здесь были, молились преподобному Кириллу. Но что этих великих людей отличает от нас и от большинства современных людей? То, что они сюда ехали с главной первостепенной мыслью – молиться преподобному Кириллу. Они сюда ехали к нему, а все остальные дела для них были далеко на десятом плане…
Я недавно служил в храме преподобного Кирилла Белозерского. И так как служба была вечером, не полиелейная, в середине недели то храм был пустой. И в какой-то момент, примерно во время кафизмы, шестопсалмия, я увидел, что храм начал наполняться людьми. И храм стал полным. Это были не паломники, ни какие-то незнакомые люди, а все были жители Кириллова, все знакомые. И вдруг через минут 10 все как будто растаяли, и храм вновь опустел. И только потом выяснилось, что в это время в конференц-зал музея шёл нескончаемый поток на выступление какой-то очередной «Звезды Звездовны». И при всём уважении к нашим звёздам, я считаю, что неправильно, так не должно быть, чтобы люди шли куда-то по каким-то своим делам и на минутку забегали к преподобному Кириллу. Уж надо или приходить и молиться ему, или не забегать вовсе. Вспомним знаменитых людей, наших предков, которые все дела бросали, хотя были очень занятые, и за много вёрст из столицы ехали сюда на богомолье к преподобному и богоносному отцу нашему Кириллу Белозерскому. Очень поражает житие преподобного Александра Ошевенского, который был постриженником Кирилло-Белозерской обители и всю жизнь горячо любил и горячо молился преподобному Кириллу. Его житие учит горячей любви к преподобному Кириллу, которую преподобный Александр пронёс через всю жизнь. Дай бы Бог, чтобы каждый из нас так любил преподобного Кирилла. Если мы будем, заходя в обитель преподобного Кирилла, первостепенно думать о том, что надо помолиться, никуда не спеша, не торопясь и с чувством покаяния, со смирением, прося его святых молитв, то он будет нашим заступником, молитвенником перед Богом. И будем стараться так жить, чтобы заслужить его святых молитв перед престолом Божьим. Преподобный отче наш Кирилле, моли Бога о нас!»
Кроме отца Кирилла Виноградова в этот день отмечали день тезоименитства также настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца в селе Никольский Торжок иерей Кирилл Мелентьев и настоятельница Ново-Леушинского монастыря игуменья Кирилла. Матушка Кирилла рассказала, что преподобный Кирилл Белозерский – её небесный покровитель, а также покровитель Ново-Леушинского монастыря.
«История основания Леушинской обители началась примерно в 1851 году, когда вдова статского советника Глафира Васильевна Каргопольцева переехала из Сибири в Леушино к сыну Николаю, купившему там имение,- рассказала матушка Кирилла.- Она была глубоко верующей. А в Леушино и окрестностях не было ни одного храма. После многих колебаний и раздумий помещица вместе с сыном решается взяться за строительство церкви, хотя они были бедны. Верили, что Господь поможет. Глафира Васильевна не знала с чего начать и как правильно обратиться с подобной просьбой к церковным властям. Вдруг ей сообщают, что в Кирилло-Белозерский монастырь назначен настоятелем её давний знакомый по Иркутску архимандрит Варлаам (Денисов). С большими трудностями она добирается на перекладных до Кириллова, где отец Варлаам помогает ей написать прошение, благословляет на строительство храма и даже дает первую лепту. По сути, Глафира Васильевна получает благословение самого преподобного Кирилла Белоезерского. Она молилась ему в монастыре. Правда, её прошение было подписано церковными властями почти через 7 лет. В середине XIX века упразднялись приходы и малочисленные монастыри. Каргопольцевы терпеливо ждали. Глафира Васильевна сама ходила со сбором на храм, не теряла надежды. В 1860 году был освящен закладной камень будущего храма Рождества Иоанна Предтечи. А через два года его построили и освятили.
Такова предыстория возникновения Леушинской монашеской общины, которая образовалась при храме.
Вот и получается, что затопленный Иоанно- Предтеченский Леушинский монастырь, который называли «Северной Лаврой», устраивался по благословению моего небесного покровителя - преподобного Кирилла Белоезерского. Я долгое время жила в Горицах, приехав туда в 1995 году возрождать Горицкий монастырь. Промыслом Божиим оказалась в Мяксе, где несу непростое послушание настоятельницы обители. Кириллов я не забываю, по возможности стараюсь здесь бывать, чтобы, прежде всего, помолиться своему небесному покровителю, попросить его небесной помощи, которую реально получаю».
После богослужения верующие совершили крестный ход вокруг Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, во время остановок читалось Евангелие и совершалось крапление святой водой. Также духовенством было совершено славление преподобному Кириллу.
В завершение праздника для всех желающих прихожан и паломников была организована трапеза в храме преподобного Сергия Радонежского.