Новости
Благовещение Пресвятой Богородицы молитвенно отметили в Кирилло-Белозерском монастыре
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отметили в Кирилло-Белозерском монастыре 7 апреля.
Возглавил божественную литургию наместник обители игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужила братия монастыря в священном сане.
Отец Анастасий обратился к верующим с праздничной проповедью:
«С праздником, дорогие мои, вас поздравляю – с Благовещением Пресвятой Богородицы!
Сегодня мы празднуем Благовещение – день благой вести о том, что в нашем мире нашлась Дева, так верующая в Бога, так глубоко способная к послушанию и к доверию к Богу, что от Неё смог родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, это, конечно, дело Божией любви, спасающей Божией силы, но также это дело воплощение нашей человеческой свободы. Святой Григорий Палама говорил, что воплощение было так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно не было бы возможно и без воли Божией. И в этот день Благовещения, мы в Божией Матери созерцаем именно Деву, которая всем сердцем, всем умом и всей Своей душой и крепостью сумела безгранично довериться Богу. А благая весть была поистине странная и страшная. Явление ангела, это конечно, приветствие: «Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего». Эти слова не могли не вызвать трепета и испуга в душе Девы Марии, которая не знала мужа. И Она задала по земным меркам логичный вопрос: как же так, я же дева? И вот тут мы видим разницу между колеблющейся, хотя и глубокой верой праведного Захария, отца Иоанна Предтечи, и верой Божией Матери. Захария что говорит, когда ему также ангел возвестил в храме, что его супруга родит? Он ответил: как это может быть, в столь преклонном возрасте? И стал требовать от ангела Господня какие-то заверения и доказательства. На это ангел ему ответил, что Захария будет нем, покуда у него не родится сын, которому он наречёт имя Иоанн. И посмотрите, как поступает Божия Матерь. Она ставит вопрос: как так, ведь она же дева? И её слова заключают полную отдачу в руки Божии. Она говорит: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему», то есть пусть так и будет.
Слово раб, в современном смысле этого слова, говорит о полной порабощённости, подавленности, а в славянском языке словом раб обозначался человек, отдавший всю свою волю другому человеку в услужение. Действительно, Матерь Божия отдала Богу всю Свою волю, всю Свою жизнь, приняв верой от ангела весть о том, что Она будет Матерью воплощённого Слова Божия.
Конечно, для меня лично это до сих пор остаётся некой тайной, которую я принимаю на веру. Наверное, для нас всех до конца остаются непостижимыми судьбы Божии, тайны и истины Божии. Они, может быть, когда-нибудь откроются, после нашей смерти. И, действительно, праведная Елизавета, мать Иоанна Предтечи, говорит: «Блаженна уверовавшая, ибо будет ей реченное от Господа». В Божией Матери мы находим эту удивительную способность довериться Богу до самого конца, чего нам, порою, так сильно не хватает. Но способность эта не природная, не естественная. Такую веру можно в себе выковать только подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу, как пишут святые отцы. Ибо отцы говорят: пролей кровь и примешь дух. И один из духовных писателей пишет, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева Израильская, которая всей мыслью, всем сердцем и всей Своей жизнью смогла произнести имя Божие так, что оно стало в Ней плотью. То есть это показывает, насколько высока и сильна в Ней была вера.
Дай Господь, чтобы и у нас была хотя бы маленькая толика этой веры. И вот это благовестие, которое сегодня мы слышали в Евангелии: род человеческий родил и принёс в дар Деву, которая была способна в своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно Она отдала Себя на спасение мира.
И ещё хочу сказать, как сегодня перекликается Благовещение и Неделя Крестопоклонная, как сказал один из святых отцов: для Божией Матери благая весть явилась Крестом. Действительно, как сказал Симеон Богоприимец: и Тебе Самой оружие пройдёт душу. Так и получилось: Божия Матерь наблюдала, как Её невинного Сына распинают на Кресте. Поэтому для Божией Матери благая весть стала Крестом, а для нас Крест стал благой вестью.
Братья и сестры, дай Бог, чтобы для нас Крест Господень стал благой вестью, чтобы он всегда помогал, ограждал нас и чтобы мы никогда не были посрамлены в своих молитвах».