Новости
11.02.2024
Божественную литургию в этот воскресный день возглавил наместник монастыря игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужила братия монастыря в священном сане.
В своей проповеди отец Анастасий обратил внимание верующих, пришедших на литургию, на евангельский отрывок, читаемый в этот день на богослужении - «От Матфея святое благовествование» (гл. 15, ст. 21-28):
«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».
Чему нам поучиться у хананеянки?
11 февраля – день памяти священномученика Игнатия Богоносца.Божественную литургию в этот воскресный день возглавил наместник монастыря игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужила братия монастыря в священном сане.
В своей проповеди отец Анастасий обратил внимание верующих, пришедших на литургию, на евангельский отрывок, читаемый в этот день на богослужении - «От Матфея святое благовествование» (гл. 15, ст. 21-28):
«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».
«Сегодня мы слышали Евангелие, которое призывает нас ко смирению, - сказал батюшка. - Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля исцелить беснующуюся дочь, была язычницей. Как мы знаем по Евангелию, в то время евреи были единственные, кто верил в Единого Бога и они не общались с язычниками, а сторонились и чуждались их. А эта женщина подходит ко Христу, что говорит о том, что она в Нём увидела, почувствовала своим сердцем нечто особенное, чего не увидела в других. Что-то внушило ей это доверие подойти к Христу и рассеяло страх, что её прогонят. Она обратилась к Христу со словами, которые мы также находим в Евангелии от Марка, где говорится о слепом, который обращается к Господу: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня и исцели меня!» Это уже исповедание веры. Конечно, не во Христа, как Сына Божия, но во Христа, как рождённого от царственной ветви Давидовой, из которой должен родиться Спаситель Мира. «Иисус, сын Давидов, помилуй мою дочь, она беснуется», - говорит Иисусу Христу хананеянка. А Христос продолжает идти Своим путём, молча, никак не отзываясь на её крики. И ученики обращаются к Нему: «Отпусти её, она же идёт за нами, преследуя криками надежды и отчаянья». «Отпусти» - это не значит прогони. Святые отцы трактуют это выражение, как обращение к Христу: «Неужели Ты её не пожалеешь? Она тоже человек. Или нам чуждаться таких людей? Разве человеческое горе в язычниках не такое же страшное, не такое же мучительное, как и у нас? Отпусти её с миром, дай ей то, что она хочет». И Христос отвечает апостолам, что Он не послан ко всем, Он послан к овцам израильского дома. Хананеянка же говорит: «Господи, помоги». Она не отвечает на Его замечания, что Он к ней не послан. Она просто верит в то, что Он её пожалеет. Она не спорит, ничего не утверждает, ни на чём не настаивает. И Христос, конечно, испытывает её, Он знал её веру. Но ученикам, вероятно, нужно было измерить ту глубину веры, на которую способен любой человек, даже язычник. Он её говорит: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Эти слова могут показаться жестокими и беспощадными. Но можно представить, что эта женщина слышала эти слова и видела в Христе лик Божественной любви, обращённой к ней и она верила в это. И она отвечает Христу: «Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Эти слова можно сказать только из глубины любящего и верующего сердца. Эти слова никогда бы не смогли выйти из озлобившегося и чёрствого сердца. И Спаситель тут, как и во многих других случаях, на веру отзывается любовью, и Своей властью исцелять, миловать и спасать отвечает: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь её в тот же час. Здесь мы вновь убеждаемся в том, что нет пределов и нет границ Божьего сострадания, что Он не делит людей на язычников или иудеев. Он смотрит на то, чтобы в сердце человека было устремлено к Нему, лишь бы была в человеке вера в то, что Господь его может исцелить, может ему помочь. Но Господь не делит нас на своих и чужих. Мы все Его, все люди – творение Господне. И Господь ожидает и требует от нас не легковерия, а истинной веры, именно того подвига веры, который проявила эта хананеянка - готовность довериться Богу, готовность довериться Ему с криком, мольбой, верой и любым способом. Я думаю, братья и сестры, что это самое главное, чему мы должны поучиться у хананеянки».