Новости

26.12.2023

Наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук) принял участие в Форуме монашествующих Северо-Западного федерального округа

В Форуме монашествующих Северо-Западного федерального округа в Александро-Невской Лавре приняли участие представители Вологодской епархии
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в сотрудничестве с Синодальным отделом по монастырям и монашеству 26 декабря в Александро-Невской Лавре прошёл Круглый стол на тему «Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях». В нём приняли участие насельники и насельницы, а также представители обителей Северо-западного федерального округа.
Наместник Лавры епископ Кронштадтский Вениамин зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. «Во всех федеральных округах проводятся круглые столы, которые мы рассматриваем как действенную и важную меру по популяризации подвига наших святых, особенно пострадавших в годы гонений советской власти в XX веке. Подобные встречи не только обогащают участников, помогая осмыслению подвига тех, чья святая жизнь и благая смерть стали свидетельством истинной веры и любви ко Господу, но способствуют просвещению евангельскими истинами наших современников. В каждом монастыре есть свои угодники Божии. Не все из них канонизированы Церковью, как правило, по причине отсутствия достаточных сведений, но многие почитаются народом. Мы должны помнить о них и всех выбравших узкий путь и стяжавших благодать Божию, изучать их духовное наследие, жития, совершать молитвы, подражать им в следовании по пути спасения», — говорилось в послании правящего архиерея.
Было также оглашено приветствие председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста. «Во все времена были подвижники благочестия, которые своей сокровенной жизнью во Христе свидетельствовали о Правде Божией и о Любви Божией к человеку. Среди них множество монашествующих, достигших святости в духовной брани за сохранение верности заповедям Господним, недаром их именуют «бескровными мучениками». Их пример, как и подвиг новомучеников и исповедников, очень важен для нас как образ мужественного стояния в верности Богу и Церкви. Совершая молитвенное поминовение подвижников благочестия, прославляя новомучеников и исповедников Церкви Русской, изучая их жития, собирая по крупицам воспоминания уже совсем немногих очевидцев их подвига, мы приобщаемся их духовному опыту деятельной любви ко Христу, укрепляемся их силой и научаемся поступать достойно званию, к которому мы призваны», — отметил в своем послании владыка Феогност.
В президиуме «круглого» стола, помимо епископа Кронштадтского Вениамина, присутствовали епископы Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Костомукшский и Кемский Борис.
С сообщениями в рамках круглого стола выступили представители храма Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Богословском кладбище Санкт-Петербурга; Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря; Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря; Воскресенского Новодевичьего монастыря; Константино-Еленинского женского монастыря, а также Кирилло-Белозерского мужского монастыря, от которого свой доклад представил наместник монастыря игумен Анастасий (Додарчук).
Отец Анастасий рассказал о почитании новомучеников Кирилловских: епископа Кирилловского Варсонофия, игуменьи Ферапонтова монастыря Серафимы (Сулимовой) и четверых мирян – Николая Бурлакова, Михаила Трубникова, Анатолия Барашкова и Филиппа Марышева, безвинно расстрелянных на горе Золотухе 15 сентября 1918 года, а также священника Ферапонтова монастыря Иоанна Иванова, расстрелянного осенью 1918 года. Особое внимание в своём докладе отец Анастасий уделил прославлению и популяризации памяти новомучеников Кирилловских. Он рассказал об издании буклетов и брошюр о новомучениках, совершении в день их памяти ежегодных крестных ходов к часовни Новомучеников Кирилловских на гору Золотуху, организации экскурсий для паломников к месту расстрелу новомучеников, совершении молебнов этим особо чтимым на Кирилловской земле святым и многом другом.
По завершении Круглого стола участники посетили экскурсию по Александро-Невской Лавре.

3.jpg2.jpg1.jpg







4.jpg5.jpg6.jpg










Предлагаем ознакомиться с докладом игумена Анастасия, представленном на круглом столе.

Тема доклада: «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях»

Докладчик: наместник Успенского Кирилло-Белозерского мужского монастыря игумен Анастасий (Додарчук)

Мученичество за веру – это особый подвиг добровольного страдания за Христа. ХХ век вместе с величайшими научными и техническими открытиями принёс смятение, смуты и революции. В нашей великой православной державе России наступили времена гонений. Появились мученики за веру во Христа, которых стали называть новомучениками. Число российских новомучеников огромно, есть они и в Кирилловском благочинии.

15 сентября 1918 года близ Кириллова были безвинно расстреляны епископ Кирилловский Варсонофий, игумения Ферапонтова монастыря Серафима (Сулимова) и четверо мирян – бывший гласный Кирилловской Городской Думы Николай Бурлаков, бывший земский начальник и мировой судья Михаил Трубников, крестьянин Анатолий Барашков и торговец Филипп Марышев. В этот же день Церковь вспоминает и священника Ферапонтова монастыря Иоанна Иванова, расстрелянного осенью 1918 года.

Всего полтора года владыка Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев) был настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря и одновременно викарием Новгородской епархии, но успел заслужить любовь паствы как проповедник, умелый организатор и смиренный монах. Родился он в 1871 году в многодетной семье псаломщика. Отец умер рано, на руках матери осталось восемь малолетних детей. Закончив Боровичское духовное училище и Новгородскую семинарию, Василий принял постриг в 1895 году, затем принял священный сан. Он был миссионером–проповедником. В январе 1917 года состоялась его хиротония во епископа Кирилловского.

Из жизнеописания владыки мы знаем, что 14 сентября 1918 года епископ Варсонофий и искусствовед Александр Анисимов осматривали древности Горицкого Воскресенского монастыря. На обратном пути из монастыря он был арестован и заключён в тюрьму в Кириллове. На следующий день, в числе иных, был бессудно казнён Череповецким губернским карательным отрядом на горе Золотухе, где тела всех казнённых были похоронены там же в одной могиле.

Значимость произошедшего в 1918 году на святой Кирилловской земле уже тогда глубоко осознал будущий Патриарх Алексий I и выразил её в ответной телеграмме монахам Кирилло-Белозерского монастыря. Он написал удивительные слова духовного утешения растерявшейся братии: «Свершилась воля Божия о Преосвященном Епископе Варсонофии. В награду за его благочестивую жизнь, за его усердие и твёрдость в несении иноческого подвига, за его кротость и незлобие, и вместе ревность о Церкви Христовой дана ему от Господа величайшая награда ещё здесь на земле удостоиться части избранных и сподобиться венца мученического. Житие его было честно и успение со святыми. Преклонимся пред неисповедимыми судьбами Божиими и, скорбя об утрате приснопамятного Владыки, возблагодарим Бога за то, что и в наши дни, в назидание нам, Он воздвигает светильников веры и благочестия…»

Отметим, что до 2019 года документы, раскрывающие неизвестные обстоятельства мученической кончины священномученика Иоанна Иванова были засекречены. Совсем недавно череповецкому историку, древлехранителю и члену комиссии по канонизации святых Череповецкой епархии Михаилу Геннадьевичу Мальцеву удалось установить обстоятельства и точную дату смерти священномученика Иоанна: «Целенаправленные архивные поиски позволили нам достоверно установить, что местом расстрела о. Иоанна был отнюдь не Череповец, а город Кириллов. То есть его мощи вполне могли быть погребены близ захоронения остальных новомучеников Кирилловских. Кстати, и пережил он их ненадолго. Отца Иоанна расстреляли 27 сентября (по новому стилю) 1918 года, следовательно, у кирилловчан имеются веские основания обратиться с ходатайством в Священный Синод об установлении дополнительного дня памяти угодника – 14 (27) сентября». Это установил Михаил Геннадьевич и опубликовал в статье «Обретение дня памяти священномученика Иоанна Иванова» в газете Кирилловского района «Новая жизнь» от 20 сентября 2019 г № 38, 4 октября 2019 г. № 40, 11 октября 2019 г. № 41. Эта статья размещена также на официальном сайте Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1960-х годах место захоронения новомучеников Кирилловских было осквернено, и власти на том месте построили свинарник. Лишь 17 декабря 1998 года на месте казни мучеников был установлен крест.

Епископ Варсонофий был прославлен как местночтимый святой Вологодской епархии в 1999 году, а в 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе в Москве в сонме новомучеников и исповедников Российских он и вышеперечисленные кирилловские новомученики, а также священномученик Иоанн Иванов (священник Ферапонтова монастыря) были причислены к лику святых.

Из-за чего же расстреляли новомучеников Кирилловских? Причина трагедии была следующей: 11 сентября 1918 года был убит большевик, возглавлявший комитет бедноты Андрей Иудович Костюничев. Активиста застрелили через окно. Череповецкий ревтрибунал (Кириллов в то время стал частью Череповецкой губернии) постановил: «Ответить на убийство коммуниста Андрея Костюничева красным террором, а именно: кроме наглых убийц и заговорщиков, подвергнуть расстрелу из числа 52 заложников… 37 человек». В числе жертв красного террора оказались и четверо жителей Кириллова, которых расстреляли на Золотухе. Отмечу, что захоронение Андрея Костюничева до сих пор находится в парке, носящем его имя и расположенном у детской площадки в самом центре города Кириллова. Там в 60-е годы проходили торжественные церемонии посвящения в комсомол. А в далёком 1918 году убийство большевика Андрея Костюничева стало поводом для развязывания красного террора в Кирилловском уезде. 37 человек без суда и следствия были приговорены к расстрелу, а ещё 15 оставлены в качестве заложников «до следующего случая террористического контрреволюционного выступления в уезде».

Но расстрела без суда и следствия показалось палачам мало, и они надругались над телами своих жертв, не дав похоронить их по христианскому обряду, и не позволив совершить отпевание по положенному чину. В течение двух лет после расстрела верующие испрашивали разрешения перезахоронить тела убитых согласно православной традиции, но так его и не добились. До сих пор останки новомучеников не найдены, так как на том самом месте, где пролилась невинная кровь новомученников, в годы Советской власти была устроена свалка костей забитого скота и свинарник (последний был разобран только в 2002 году), а позже по соседству устроили карьер, и лишь в 1998 году православная община установила на месте мученической кончины страстотерпцев поклонный крест, а затем, в 2005 году на средства благодетелей монастыря на месте расстрела была построена деревянная часовня, увенчивающаяся небольшой колокольней. У часовни шесть куполов – в честь шести новомучеников. Деревянную часовню, как и поклонный крест, построил кирилловский священник протоиерей Алексей Фомичев.

В 2000 и 2001 году на горе Золотухе была предпринята попытка обнаружения останков новомучеников. Были проведены раскопки, но найти ничего не удалось. Вероятнее всего, у чекистов имелся ограниченный круг могильников, и гора Золотуха входила в число главных. Место это в сентябре 1918 года неплохо охранялось, там было городское стрельбище. Причём эпопея с разрешением и отменой перезахоронения епископа Варсонофия и игуменьи Серафимы позволяла произвести подзахоронения в их могилы вновь расстрелянных чекистами мучеников, не вызывая особых подозрений. Другим возможным местом захоронения является старинное стрельбище близ горы Полати (соседней с Золотухой), о котором стало известно из письма, присланного в 2017 году на имя благочинного Кирилловского церковного округа протоиерея Владимира Колосова. Вот дословный текст этого письма: «Благочинному Кирилловского округа протоиерею Владимиру Колосову. Уважаемый отец Владимир! Прочитав статью в газете «Новая жизнь» № 17 от 29.09.2017 о Кирилловских новомучениках, я хочу поделиться с Вами информацией, касающейся этой истории. Со слов Валентины Анатольевны Королевой, в 90-х годах археологи, приезжавшие в Кириллов на поиски захоронений расстрелянных новомучеников, искали их не в том месте. Валентина Королева в то время проживала в местечке Обшара города Кириллова. Она, узнав о приезде археологов, рассказала мне, что Павел Балдин жил в доме на углу улиц Костюничева и Белозерской, мимо которого по старой Горицкой дороге и вели на расстрел новомучеников. Позднее он рассказывал Валентине Анатольевне, что в 1918 году, будучи ещё подростком, вместе с другими ребятами бегал на гору Полати, за которую тогда и повели на расстрел новомучеников. Она предположила, что вероятное место расстрела находится там, так как на гору Полати вёл первый поворот по старой Горицкой дороге, а до горы Золотухи от этого поворота оставался ещё 1 километр. Обе эти горы хорошо просматривались с горицкой и белозерской дорог, а вероятное место расстрела (по её словам) ниоткуда не было видно. Раньше там были сенокосы. С уважением, Владимир Левин. 16.10.2017 г».

Всё перечисленное лишь гипотезы. Но пока останки новомучеников не обретены.

В Кирилло-Белозерском монастыре особо чтится память новомучеников Кирилловских: в день их памяти – 15 сентября – ежегодно совершается крестный ход на гору Золотуху, служится молебен, священники говорят проповеди. На это событие ежегодно стекаются паломники из разных городов России.

Также во время экскурсий мы рассказываем паломникам о подвиге новомучеников, проводим экскурсии на гору Золотуху.

Иконы новомучеников особо почитаемы прихожанами. На день памяти новомучеников в храме преподобного Кирилла во время богослужения бесплатно раздаются буклеты о новомучениках Кирилловских.

Особой популярностью пользуется монография «Житие новомучеников Кирилловских» Елены Романовны Стрельниковой (в иночестве – монахини Есфирь, которая несколько лет назад почила о Господе). Именно Елена Романовна вела серьёзные архивные поиски и проделала тщательную кропотливую работу по сверке и уточнению разрозненных сведений о новомучениках. Её труды легли в основу документов для канонизации кирилловских подвижников. Благодаря её титаническому труду мы имеем подробные жизнеописания святых, дату их расстрела и предположительное место захоронения, которое теперь отмечено поклонным крестом и часовней.

На официальном сайте Кирилло-Белозерского монастыря www.kirillov-monastyr.ru в разделе «Святые» размещена информация о новомучениках Кирилловских, кроме того ежегодно освещается празднование дня памяти новомучеников в местной газете «Новая жизнь». Хочу отметить, что с местной прессой установлено тесное взаимодействие, и через газету освещаются многие церковные праздники, регулярно рассказывается и о новомучениках.

Стало доброй традицией при совершении постригов монахам Кирилло-Белозерского монастыря давать имена новомучеников.

О трагедии 1918 года на горе Золотухе была издана художественная книга «Восхождение» вологодского писателя и журналиста Дмитрия Ермакова.

Символично, что повесть «Восхождение» была издана в 2018 году – спустя столетие после трагедии и презентована автором в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Повесть рассказывает о событиях осени 1918 года, когда в Кирилловском уезде без суда и следствия были казнены революционными властями епископ Варсонофий (Лебедев), игуменья Ферапонтова монастыря Серафима (Сулимова), четыре мирянина: Михаил Трубников, Николай Бурлаков, Анатолий Барашков, Филипп Марышев и иерей Ферапонтова монастыря Иоанн Иванов.

Дмитрий Ермаков начал писать одноименную повесть в 2016 году. Работа ускорилась после рабочей командировки автора – журналиста Вологодской газеты «Маяк» в Кириллов. Он посетил места, с которыми была связана жизнь невинноубиенных. Собрал данные об их реабилитации и причислении к лику новомученников и исповедников российских. ««Восхождение» – книга не церковная и не историческая, - как отзывался о своей работе сам автор. - Это произведение даёт нам возможность задуматься об ужасных временах «красного террора», когда кто-то из людей становился палачом, а кто-то, несмотря ни на что, стремился к прославлению веры». Автор передал несколько экземпляров книги в библиотеку Кирилло-Белозерского музея-заповедника и нашего Кирилло-Белозерского монастыря.

В Кирилло-Белозерском монастыре регулярно издаются буклеты о жизни новомучеников Кирилловских.

Таким образом совершается активное прославление и популяризация памяти новомучеников Кирилловских.

Добрая традиция совершать крестный ход на гору Золотуху 15 сентября в день памяти новомучеников Кирилловских берёт начало с 1995 года и свято чтится братией Кирилло-Белозерского монастыря, духовенством и верующими Кирилловского благочиния до сих пор.

Каждый может пройти этот короткий крестный ход от Кирилло-Белозерского монастыря до горы Золотухи. Крестный ход к часовне Новомучеников Кирилловских, наверное, можно назвать уникальным, потому что каждый раз мы идём тем самым путём, по которому шли мученики, по которому их вели на страдание за Христа. Они шли из города именно этим путём, по этой дороге. Этот небольшой путь в 25 минут, для новомучеников явился путём от временной смерти к вечной жизни, путём от простой жизни человеческой к житию, дорогой в Царствие Небесное.

Память потомков хранит пример мученического подвига кирилловчан. И там, где, казалось бы, случилась непоправимая трагедия и торжествует зло, происходит совершенно противоположное по своему глубокому смыслу: печаль обращается в радость. В 1918 году горожане Кириллова и два монастыря потеряли своих духовных наставников, но верующие приобрели новых молитвенников. Они последовали евангельскому образу зерна, брошенного в землю: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Евангелие от Иоанна, глава 12, стих 24).

Святые новомученики Кирилловские, молите Бога о нас!

 



Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь