Новости
14.08.2023
Фото Марии Голубевой
Праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре
14 августа (1 августа по новому стилю) отмечается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
Также в этот день отмечается Православная Церковь отмечает праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
В Кирилло-Белозерском монастыре эта традиция не была нарушена и после Божественной литургии иеромонах Нил (Андрощук) отслужил водосвятный молебен и освятил мёд, принесённый верующими.
Стоит вспомнить и древнюю традицию Кирилло-Белозерского монастыря: в этот праздник совершался крестный ход на Сиверское озеро и освящение его вод: "В конце XIX века, по сведениям иеромонаха Геронтия, в Кирилло-Белозерском монастыре совершалось пять крестных ходов с выходом за монастырские стены: в праздник Богоявления, в день Преполовения Пятидесятницы, в день памяти основателя монастыря преподобного Кирилла Белозерского, в праздник Смоленской иконы Божией Матери и в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста. Во время трех из них (6 января, в среду 4-й по Пасхе седмицы и 1 августа) совершалось водоосвящение на Сиверском озере". Возможно когда-нибудь традиция крестного хода на Сиверское озеро и освящение воды в нём в этот праздник возобновится в древней обители.Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
В Кирилло-Белозерском монастыре эта традиция не была нарушена и после Божественной литургии иеромонах Нил (Андрощук) отслужил водосвятный молебен и освятил мёд, принесённый верующими.
Кондак Креста Господня, глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.