Новости
Путь веры нашей
26 марта, в 4-ю Неделю Великого поста Божественную литургию в Кирилло-Белозерском монастыре возглавил его наместник игумен Анастасий (Додарчук).
Проповедь к верующим произнёс благочинный монастыря иеромонах Нил (Андрощук):
«Дорогие братья и сестры, сегодня в четвёртое воскресенье Великого поста, Святая Церковь совершает память святого богоносного отца преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой муж, этот великий подвижник написал всем нам известную книгу, которая называется «Лествица». Эта книга по праву является настольной книгой каждого христианина. Она изначально была написана для монахов, но всеми признано, что душеполезна также и мирянам.
«Лествица» - это духовное руководство к восхождению от земли к небесам, это путь восхождения к высоте добродетелей. Книга состоит из 30 ступеней образной лестницы. В первой ступени говорится о необходимости стяжания подвижником веры, а заключительная тридцатая ступень заканчивается высшей христианской добродетелью - любовью.
Собственно, сегодняшнее Евангелие(Мк. 40 зач., IX, 17-31), которое читалось за Божественной литургией, говорит нам о вере. Описываемому событию предшествовало описание того, как Господь пришёл на гору Фавор, где преобразился перед Своими учениками, затем Он сходит с горы, Его встречает народ и среди этого народа один человек обращается к Спасителю: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет».
Сегодняшнее Евангелие показывает, что ученики не смогли исцелить человека. Почему не могло совершиться исцеление? «О род неверный и развращенный! Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас» - говорит Иисус Христос. То есть Он укоряет и отца отрока, и всех, кто присутствовал при этом событии в том, что у них нет веры. Он обращается к отцу бесноватого отрока: «Если можешь сколько-нибудь, то веруй, всё возможно верующему». Также он укоряет и апостолов, что они не имеют веры. Дело не в том, что они не имеют божественной силы исцеления, а в их слабой вере, что они смогут исцелить этого отрока от беснования. И Господь сказал им, что сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Почему Господь говорит о посте и молитве? Дело в том, что вера приобретается именно постом и молитвой. Конечно, вера – это дар Божий, дар, который снисходит к человеку. Но вера бывает разная: у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени. И вера может умножаться в человеке. Для того чтобы стяжать веру крепкую и сильную, Господь и призывает к посту и молитве. Постом мы освобождаемся от земных уз, которые нас держат. Мы освобождается от земных привязанностей к земле, нашим делам, близким людям, страстям, порокам, в том числе от удерживания нас тёмными бесовскими силами. Чтобы обрести свободу от этих тёмных сил, нам нужен пост. Под постом подразумевается не только гастрономический пост, но и духовный. Главная цель поста – это обрести свободу от всех привязанностей и бесов, которые нас держат. Постом духовным и телесным мы обретаем эту свободу и молитвой устремляемся к Богу. Тогда нас ничто не держит, и мы прилепляемся к Богу, держимся за Него и таким образом в нас умножается вера. А вера наша может творить чудеса.
Не напрасно в этом евангельском отрывке Господь говорит о том, что Ему через несколько дней надлежит быть преданным в руки человеческие и люди его убьют, потому что такое свидетельство свободы в Иисусе Христе будет невыносимо людям. Иисус Христос зовёт учеников отречься от себя и идти в вере в Бога до конца, чтобы не быть в числе тех людей, которым Бог чужд, в которых не живёт подлинная жалость и любовь. Он призывает их следовать своей любви в Бога, взять крест свой и идти за Ним, но без страха потому что, как говорит Христос, Он никогда не поведёт путём, каким Сам не прошёл, а путь через Крест ведёт к воскесению. Аминь».