Новости
12 марта – 2-я Неделя Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Салунского
Божественную литургию в этот воскресный день возглавил наместник монастыря игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужила братия монастыря в священном сане.
С проповедью к верующим обратился благочинный монастыря иеромонах Нил (Андрощук):
- Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому. Святитель Григорий родился в Византии в конце XIII века, был из знатного рода, получил блестящее светское образование, но несмотря на открывающиеся широкие карьерные перспективы, в 20-летнем возрасте удалился на гору Афон и стал монахом. На святой горе подвизался под руководством опытных духоносных старцев. Однажды Афон посетил учёный монах Варлаам Калабрийский, который ознакомившись с духовным деланием афонских монахов, выступил с их резкой критикой, даже более того, допустил насмехательство над ними. Речь шла об исихазме, монашеском течении, в котором благочестивые подвижники, соблюдая безмолвие и уединение, при умном делании Иисусовой молитвы, сподоблялись видения своими духовными очами, необыкновенного света. Этот свет они отождествляли с Фаворским светом, тем, который видели апостолы на горе Фавор, когда Спаситель преобразился и просиял светом Своего Божества. Афонские монахи Фаворский свет считали не материальным по существу, нетварным по природе. Другими словами, они созерцали благодать, божественную энергию Бога или говоря совсем простым языком - они видели Бога.
После осуждения Варлаамом афонитов, в защиту монахов выступил Григорий Палама, который не понаслышке был знаком с этой практикой духовного делания. В результате разгоревшейся полемики между Варлаамом и Григорием, последний одержал на Константинопольском соборе 1341 году победу. Учение святителя Григория Паламы о Фаворском божественном свете было принято Церковью и считается православным учением.
Можно задать по поводу этого учения вполне резонный вопрос: что значит для нас христиан, в большинстве своем далёких до высокой созерцательной жизни, учение о нетварным Фаворском свете? Если мы видим высокую духовную жизнь подвижников, то, если даже сами мало что подобное имеем, то вдохновляемся их опытом благочестия и получаем импульс для продолжения работы над собой. Пусть мы не удостоимся созерцания Фаворского света, но, подражая подвигам подвижников, сердцем будем стремиться к свету, побеждать живущий в нас грех, получать возможность почувствовать святость души, таким образом, созидать в себе нового обновленного человека. Впереди пять недель Великого поста. Подвизайтесь!