Новости
Проповедь игумена Анастасия (Додарчука) на отрывок из Евангелия (Лк. 8, 26-39), который читался на богослужении 13 ноября в храме преподобного Кирилла
Рассказы об одержимости, о которой мы читаем в Евангелии, многим кажутся очень далекими от нашей повседневной, реальной жизни, а на самом деле они могли бы быть близки, и мы многое могли бы приобрести от их слушания.
Человек, о котором сегодня говорится, был охвачен и в уме, и в сердце, и в своей плоти разрушительной силой: никакие человеческие усилия или ухищрения не могли его связать; он рвал все оковы, освобождался от всех ограничений, которые старались на него наложить, и убегал в пустыню, вдаль от всех, где ничего нет человеческого, где жжёт и палит солнце, где мучает жажда. Он жил в гробах, где ничего не остаётся от человека, кроме мертвых костей и воспоминания о смерти. То есть он жил на кладбище.
Но давайте задумаемся каждый из нас: разве мы порой не бываем похожи на этого человека? Разве мы не бываем также одержимыми, мрачными и тёмными, когда у нас в душе начинает закипать злоба? Разве кто-нибудь из нас может сказать, что его никогда не охватывает гнев и ярость, что он не делается враждебным и злым, и что не проникает в его сердце, в его ум, в плоть помраченность, и злоба, и то самое зло, которое делает людей такими гневными и преступными по отношению к Богу. И сколько стараний иногда прилагают те, которые вокруг нас, чтобы нас образумить, умирить, утишить - и порой и утешить! - от того, что нас охватило... Бывает, что мы слушаем своих родных и поддаёмся их убеждениям, берёмся за ум. Но бывает, что мы не хотим никого слушать, рвём все оковы и уходим вдаль, отворачиваясь от самых близких, и уходим постепенно в те глубины, где ничего не остаётся от человека - только смерть и разрушение. Когда человека объемлет гнев, раздражительность, злоба и когда он ничего не хочет слышать, ни с кем разговаривать, то это и есть по сути состояние того бесноватого. Оно может быть короткое во времени, но это и есть то состояние, когда мы находимся в гневе, в раздражительности.
И вот в сегодняшнем рассказе мы видим, как Христос пришёл, как лицом к лицу с Ним встал одержимый человек, на которого мы так порой похожи, и поставил Ему, Человеку по преимуществу, единственному подлинному Человеку, вопрос: Что общего между Тобой и мной, зачем Ты пришел ко мне? Зачем Ты хочешь меня мучить?.. И Христос повелел этой злой, разрушительной силе отойти от человека. И у человека в этот же момент прояснился ум, стало мирное сердце, он стал человеком и сел у ног Христа стал слушать слово жизни.
Мы все можем так же подойти ко Христу: в молитве, в Таинствах, в этих мощных, непобедимых действиях Божиих, и стать свободными от всех сил разрушения в нас, только бы нам остаться со Христом, только бы получить исцеление и не вернуться к тому, что нас отравляет и разрушает внутренне и внешне, и только бы выйти в мир свидетелями о том, что для нас сделал Господь.
Поэтому не будем читать этот рассказ, будто он никакого отношения к нам не имеет. Он относится к нам самым непосредственным образом. Каждый пусть вглядится в себя: что в нас есть такого, что помрачает наш ум, делает тёмным наше сердце, нашу волю направляет на зло, наши слова делает гнилыми, колкими, страшными, мертвящими, когда мы оскорбляем ближнего своего. И как бесноватый, пойдем ко Христу, в исповеди, в Причащении, в молитве, в умолении ближних наших о том, чтобы и они о нас помолились - и тогда мы исцелеем.
И ещё один важный момент: нужно постараться, чтобы наша вера не была гадаринской. Как мы помним, люди этой страны, когда увидели, что лишились стада, а значит и мяса, то они пришли к Иисусу Христу и сказали Ему, чтобы Он уходил от них, что Он им не нужен. По сути, они своё спасение, слово Божие обменяли на кусок мяса. Чтобы наша вера никогда не была гадаринской, чтобы нам никогда не променять Господа нашего Иисуса Христа и наше спасение на какую-то снедь или ещё на что-то. Храни вас Господь! Аминь.