Новости

08.10.2022

Преподобный Сергий – духовное знамя Святой Руси

8 октября – день памяти преподобного Сергия Радонежского. Публикуем отрывок из трудов насельника Кирилло-Белозерского монастыря монаха Ферапонта (Рыбина) «Троичное промышление о мире и человеке» об этом особо почитаемом на Руси святом.

"... В тягчайшие времена татаро-монгольского ига преподобный Сергий проникал в непроникаемую Троичную Тайну и стал не только свидетелем, но и главным здателем победы над врагом видимым и невидимым. Преподобный Сергий потому и победил, что имел в сердце мир Троичного бесстрастия. Не ожесточение двигало им, не ненависть, когда Сергий благословлял русскую рать на битву Куликову. Силой смирения и любви побеждал преподобный вражду, разделение, плен. Он вооружался Крестом – «оружием мира, непобедимой победой». Крест потому и непобедим, что любое поражение от врагов, видимых и невидимых, соделывается чудодейством смирения – залогом победы и воскресения!

Троичное промышление о мире осуществляется чрез Крест. Поэтому все зримые и незримые ухищрения начальника злобы духовной, направленные на смерть и разрушение, на деле служат жизни и созиданию, содействуют Божественному промышлению. Иго, будь оно татаро-монгольское или иное, по видимости, является торжествующим злом, а в сокровенном промышлении Предвечного Совета иго – это благо. Ибо пленяет, угнетает и умерщвляет, чтобы освободить и воскресить к жизни. Ибо искушает волю народа и человека: пребудет она во власти адовой или, соединяясь с Крестом, воскреснет. Разве не пленил, не сокрушил, не умертвил Христа начальник ада и злобы? Но – сам был пленён, сокрушён и умерщвлён непобедимым Начальником Жизни и Воскресения. Почему, угнетаемые очередным пленом, мы забываем об этом вечном примере? Ведь удел начальника злобы духовной – одно тление. Поэтому бессилен он пленять и умерщвлять нетленное, причастное непобедимой силе Креста. Иго вождя злобы пленяет и угнетает нас лишь в такой мере, в какой мы добровольно отдались тленному самолюбию. Корень вины в тебе, а не в вожде злобы, не в его видимых и невидимых полчищах, каким бы именем они ни назывались. Преподобный преподобен и в татаро-монгольские, и в иные времена, ибо он – удел Божий, не подвластный никакому игу. Хоть всё человечество пребывает во мраке, во злобе и разрушается вселенная – а преподобный несёт непревратность, свет, мир, любовь.

Очевидцем внешнего расцвета православной Руси преподобный Сергий так и не стал: он был сокровенным свидетелем и здателем той непобедимой Победы, началом и ходом которой явилась Куликовская битва. Неизбывный стон стоял по всей русской земле, а преподобный одним светоносным, благодатным видом своим сообщал соотечественникам радость и мир. Печалясь за печаль Отечества и великие человеческие скорби, преподобный ни на мгновение не разлучался с сокровенной троичной радостью, превысшей всего видимого и невидимого. Это радость Победы непобедимой, которую бессильны одолеть враги видимые и невидимые: они расточаются пред лицом Её. Явлением Победы, торжественным шествием Её по лицу всей русской земли было основание преподобным Сергием и его богоносными учениками многочисленных монастырей. Обитель Пресвятой Троицы, которую основал сам Сергий, стала духовным средоточием Руси. Само появление обители в честь Пресвятой Троицы было Торжеством православия и Победой прежде победы на поле Куликовом.

На протяжении всей своей истории Троице-Сергиева лавра – знамя непобедимости Святой Руси и великого Троичного Промышления о ней. Само закрытие лавры в тягчайший период сдавившего страну духовного ига свидетельствует не о её поражении (пусть даже временном), не о бездеятельности преподобного Сергия и его соратников из других монастырей… Нет и нет: прекращается лишь всем очевидное действие, а сокровенная жизнь лавры и многих её собратьев ни на мгновение не умирает. Жизнодательная сила Креста, сила любви Божией не умаляется и не иссякает, будь то эпоха гонений или расцвет православия. Но действует она на человека и мир когда очевиднее, а когда сокровеннее. Разве умалилось неумалимое божество Христа, когда Он вочеловечился, был пленён, предан на распятие и положен во гроб? Божество Христа пребыло неизменным – подвергалось пленению, страданию, изменению лишь Его человечество, которое Он восприемлет от нас, чтобы через Крест приобщить божеству и бессмертию. Для Божества день положения во гроб и день воскресения – един День, едина Сила и Победа непобедимая.

Для преподобного Сергия время пленения Руси и время её освобождения, воскресения – едино время. Тайна такого единства – тайна Креста, который неслитно сочетает иго и благо, страсть и бесстрастие, смерть и бессмертие. И татарское иго явилось залогом блага для России. Ведь Крестом «прииде радость всему миру». Пред лицом этой нетленной Радости расточается тленный мрак ига и скорби, греха и самолюбия. Единство с Крестом дарует цельность восприятия жизни, истории, человека. Крест всё соединяет своей вседержительной силой. Поэтому и не удивительно, что для преподобного Сергия прошлое, настоящее и будущее в истории России – едино время, в котором воскресение нации не существует без пленения. Мы делим историю на части и противопоставляем их, выносим обвинительные приговоры одной эпохе и читаем дифирамбы другой. Нет лишь того высокого бесстрастия, с которым некогда инок Нестор летописал о событиях, угадывая за каждым из них глубоко промыслительное действие милости Божией. Подлинный смысл больших и малых событий, полную правду историческую, жизненную может постигать только бесстрастный человек – свидетель незримого Троичного Промышления о мире.

Самодержавная эпоха на дворе или социалистическая – сила креста от этого не умаляется, милость Божия к нам не иссякает и не увеличивается, а становится или более сокровенной, или более очевидной. Чтобы вконец не утратить своё православие, Россия должна была пережить Голгофу лагерей и Отечественной войны.

Историческое величие послеоктябрьской эпохи в том, что в опыте человечества не было ещё такой напряжённой борьбы сил злобы духовной с силами святости. Одно из очевидных свидетельств тому – масштабы жертв, неслыханные в мировой истории. Масштабы разрушений природы, культуры (вспомним хотя бы 2600 сёл и 165 затопленных городов). Масштабы искусного обмана – политического, экономического, социального, нравственно-религиозного. Казалось, фронт видимый и невидимый дышал только смертью и разрушением – никаких надежд очевидных. Но – сокровенно, ещё пред началом семидесятилетней битвы, стране и народу чрез прославление Богородичной иконы «Державная» (2/15 марта 1917 г.) посылается уверение в Победе. Вслед за этим небесным уверением на протяжении всей брани – целая цепь других: во мраке гнёта так и светит, так и блистает знамя Победы непобедимой. Очевидно страна на 70 с лишним лет становится уделом злобы духовной, а сокровенно Россия – держава Богородицы и Креста, держава Пресвятой Троицы.

Россия истекала кровью под безжалостною пятой татаро-монголов, а преподобный Сергий через хамскую и подлую власть видел незримую благую державу Пресвятой Троицы. Земные неправды становились тленны в сравнении с несравнимым всесовершенством этой Державы. Свою веру в неодолимость премирной Державы Сергий сообщил и своим современникам. Поэтому и пало татарское иго. Сила любого плена, зримого и незримого, зиждется на нашем неверии или маловерии в Троичную Державу, в Победу непобедимую. Отсюда и мифическое могущество начальника злобы духовной. Полагайся на державу Креста – и злоба будет бессильна пленять тебя и через твои собственные страсти, и через социальное иго. Не стань душа нации маловерною – не было бы и семидесятилетнего плена. Этот плен преподал очень дорогие и очень нужные уроки, за которые можно только благодарить Промысел. Мы ни на что не годны, если в оценке великого исторического урока ограничимся злословием одних событий, лиц и славословием других. Такая историческая слепота – следствие духовной. Чрез очевидную действительность преподобный Сергий постигал действительность премирную, зримым выражением которой явилась рублёвская икона Пресвятой Троицы. Ужас, бессмысленность злого порядка вещей не мешали стремлению преподобного к порядку премирному – напротив, усиливали: тлен нужно было победить нетлением, разрушение – созиданием, вражду – миром. Преподобный озарял соотечественников, сущих во вражде и во мраке плена, теплом того Троичного Мира и Света, сокровенным сопричастником которого он являлся. Свидетельство о премирной Красоте, которое преподобный несёт современникам, преображает историческую действительность, соделывает победу над врагом, чрез тлен событий возводит к Нетлению.

Время преподобного Сергия и наше – едино время. Главное, что сообщает сокровенное единство всему историческому времени – это непревратное премирное Время Предвечного Совета Пресвятой Троицы. Прошлое, настоящее и будущее в Предвечном Совете едины через Крест. Крест неслитно соединяет тленное историческое время с Вневременным, которое и само не измеряет и измерено быть не может. Вневременному божественному присущи бесстрастие и нетление, а время человеческое – всё из превратностей. Если чрез время человеческое, историческое не видишь Предвечное, ты не можешь знать подлинный смысл происходящего.

Наша эпоха нуждается и в великом преподобном, который бы обогатил нищету действительности земной величием действительности премирной. Иначе конец одного плена станет началом другого. Промысел преподал нам великие уроки, и это накладывает бремя особой духовной ответственности. Даже большей ответственности, чем в эпоху татаро-монгольского ига. Гнёт восточных завоевателей был для всех очевиден. Ордынский плен не простирался далее тела: на свободу совести ханы не посягали. Плен нашего времени страшнее: разрушает и тела, и души. Зато и уроки поучительней, победа блистательней, стремление к Троической Истине сильнее. Достойному народу – достойные испытания. Иначе как обнаружится несокрушимость Святой Руси, её принадлежность Царству не от мира сего? Святая Русь – понятие духовное, которое постигается через совокупность вещей очевидных – география, история, государственность, политика, экономика, социальный уклад. Видимое устройство страны может меняться, перестраиваться в любом отношении и направлении, а Святая Русь неизменна. Власти переходят – Святая Русь остаётся. На русских святых держится Святая Русь, и она жива, пока живёт хоть один святой на нашей земле, пока хоть одна душа уязвляется Троическою красотою. Преподобный Сергий – духовное знамя Святой Руси, слава и непобедимость которой в неслитном единстве с Пресвятой Троицей – Крестом – Богородицей. Богородица путеводит к Кресту, а Крест путеводит к Троице. Иначе говоря, Троическая Сокровенность является через Крест и Богородицу.

Царство не от мира сего не знает границ ни национальных, ни географических, ни временных. Чрез Крест это премирное Царство является в мире: Безграничное облекается в границы исторические, национальные, пространственные. Святая Русь – явление Беспредельного в пределах России. В Святой Руси неслитно соединяются Премирное и национальное, Держава Троичная и держава земная, Предвечность и определённое историческое время, церковь земная и Церковь Небесная. Поэтому «умом Россию не понять, … в Россию можно только верить».

Запад всегда презирал Россию: ослеплённый высокомерием, не видел её главное богатство – Святую Русь. Богатство, не подвластное ни плену, ни тлению. Богатство, восхищаемое лишь оружием мира – верой, надеждой, любовью. Нет у начальника злобы этого божественного оружия – бессилен он перед Святою Державой.

Зло универсально в своей способности приспосабливаться и паразитировать на чём угодно. Но это не признак силы: многоличие – свидетельство слабости, отсутствия сущностного Единства. Единства Пресвятой Троицы. Поэтому начальник злобы может уподобляться чему угодно, но только не Кресту – знамени Троичного Единства.

Имея за плечами опыт тысячелетий, наивно верить в возможность совершенного общественного устройства с совершенным правителем. Дожив до седых волос, человечество всё ещё лелеет утопичную идею о земном рае, не слышит глас Начальника и Создателя рая: Царство Моё не от мира сего.

Вследствие неверия и маловерия мы возлагаем упование не на Троичную Державу, а на державу земную: преходящее предпочитаем Неизменному. И пока не вооружимся Крестом – «оружием мира», подлинной победы никогда не одержим. Наше время нуждается в святом преподобном Сергии Радонежском, в полномочном представителе Троичной Державы.

Преподобный Сергий ни тактически, ни стратегически не прорабатывал план борьбы с игом иноплеменным, с междоусобицами. Преподобный понимал бессилие самых разумных и тщательных человеческих расчётов пред лицом Премирной Премудрости и Силы. Преподобный понимал, что в конечном итоге миром правит не власть властей предержащих, а Троичная Держава. Не будь этого – мир давно бы погиб. Преподобный всю свою непревратную надежду возлагал не на возможности властей предержащих, а на Троичное Всемогущество и Единство. Преподобный через ход исторических событий и действия правителей не только свидетель великого Троичного Промышления о России, но и Его царственный соучастник. Соучастник в неизмеримо большей степени, чем великие князья, главы правительств, генеральные секретари и президенты. Как в эпоху Куликовской битвы, Сергий и сейчас с нами: полномочно представляет Троичную Державу, но более сокровенно, а значит и более могущественно.

Чем безмолвнее, сокровеннее духовная жизнь, тем человек ближе к Троической Сокровенности и Единству. Но чем сокровеннее, тем и очевиднее: в этом одна из тайн Креста, который и собирает воедино и просвещает вся концы. В Кресте есть и очевидность вертикали-горизонтали, и сокровенность средоточия, средокрестия. В Кресте есть движения смирения – любви и недвижность Единства. Поэтому есть божественная закономерность в том, что Сергий – и причастник Троического Безмолвия, и двигатель исторических событий. Наиболее причастный Царству не от мира сего, оказывается полномочнее всех и в делах царства земного. Безмолвие преподобного Сергия и его учеников соделало больше для объединения русских земель в самодержавное государство, чем княжеская политика. Крестом побеждая грех и разделение в своих сердцах, русские святые сим низлагали социально-политические междоусобицы, созидали храм российского государства – неодолимый для иноверных орд. Подвиг безмолвия русских святых во главе с преподобным Сергием явился духовным залогом процветания, могущества и непобедимости нашего Отечества. Постижение тайны России невозможно без постижения русской святости, в первую очередь русского исихазма. На протяжении веков, вплоть до сего дня, пытаются одолеть Россию извне и извнутрь силы разрушения. Но чем очевиднее и могущественнее действие сил разрушительных в областях нравственной, военной, экономической, социально-политической, национальной, культурной, природной, церковной – тем удивительнее тайна русской непобедимости. Россия стоит, хотя по всем очевидным расчётам должна уже давно рухнуть. Безумно судить о России лишь по вещам очевидным: за этой державой видимой сокрыта невидимая Держава Троичная, Держава Креста.

Ныне, во время очень трудное для России, во всех русских храмах во время литургии звучит молитва, в которой мы просим Господа ниспровергнуть злые замыслы врагов наших и умудрить власть нашу. О том же самом вместе с нами молятся русские святые и в их числе преподобный Сергий. Победоносный генералиссимус Суворов не знал поражений, ибо он всегда был с Богом, а Бог был с ним. Суворов, подобно преподобному Сергию, был смирен сердцем и поэтому был награждаем победами и за это Бог благословлял его быть всегда побеждающим. Мы пресмыкались перед безбожным западом и поклонялись ему более, нежели Богу, и поэтому пожинаем то, что посеяли. Суворов говорил: мы русские, с нами Бог. Следует добавить, что это при условии, если мы тоже будем с Богом. Россия не имеет права изменить своему историческому призванию – быть святой и великой. Подражать Западу и плясать под его бесовскую музыку не наше предназначение. Разве не об этом говорят события текущего года? Если всегда будем с Богом, то и победа всегда будет за нами. Ещё в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов писал, что России надлежит посчитаться с Западом. И время это пришло. Победа должна быть за нами! Буди Господи! Буди! Ибо всё из Тебя, Тобой и в Тебе!"

Подготовила Мария ГОЛУБЕВА

Опубликовано в районной газете "Новая жизнь" от 7 октября № 40 и от 17 октября № 41.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь