Новости

22.05.2022

22 мая - Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Проповедь о поклонении Духом и Истиною

        22 мая - Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. В этот день Церковь празднует Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087).

         Божественную литургию в храме преподобного Кирилла возглавил наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), которому сослужила братия монастыря в священном сане.

         В своей проповеди, обращённой к верующим, батюшка Анастасий рассказал о значении евангельского отрывка, читаемого в этот день на литургии.

- Послушаем отрывок Евангелия От Иоанна главу IV, ст. 5-42:

«Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Отрывок этот большой и содержит множество моментов, на которых можно заострить внимание. В нём есть слова, которые могут обрадовать любого человека, если он найдёт в себе силы посмотреть правдиво на себя и свою жизнь без лжи, как самарянка. Иисус Христос, обращаясь к этой самарянке, говорит: «Хорошо ты сказала, что у тебя нет мужа, ты правду сказала». Конечно, Он не хвалил её за то, что у неё было пять мужей, что она жила в блуде, но она понимала всё так, как есть. Дальше разговор меняется: в то мгновение, когда она видит, что этот человек может говорить не только о земном, но о чём-то более глубоком, она уже не спрашивает его о воде и о колодце, она ему говорит: «Наши отцы поклонялись на этой горе, а вы говорите, что в Иерусалиме надо поклоняться Богу, где же правда?» Всё, казалось бы забыто: далёкий путь к колодцу и жажда, остался один у неё вопрос – где поклоняться Богу и как поклоняться Богу, так, чтобы Господь это поклонение принял. И потому что эта женщина имела правду в своём сердце и была способна без лжи на себя взглянут и сказать о себе истину, Иисус Христос ей открыл, что Богу надо поклоняться в духе и истине. Бог может спасти каждого из нас, но Он ничего не может сделать, если мы лжём перед ним, если мы что-то о себе мним, что-то о себе думаем. Он может спасти того грешника, которыми мы являемся, но Он не может спасти того иллюзорного праведника, которого мы стараемся представить в своих глазах, и которыми мы по сути не являемся. Если мы хотим поклониться Богу, мы должны поклоняться Ему в истине и правде, в честной и доброй своей совести, тогда Бог становится нам доступен. Об этом говорят все святые отцы. И ещё: поклоняются Богу не тут и не там, поклоняются Богу в духе и своём сердце, всей правдой, всей истиной, всем пламенем своей жизни. Поклонение Богу не заключается в том, чтобы в одном месте приносить Ему какие-то молитвы, которые с кровью когда-то вырывались из чужих сердец. Сейчас я говорю о песнопениях, утренних и вечерних молитвах, конечно, их надо читать, но это не самое главное. Поклоняться Богу – это значит, стоять во всей правде и всей своей неправде, которая в тебе есть перед Богом, истинно перед Ним стоять, не стараться как-то сгладить свои грехи, чтобы они казались незначительными. Если мы принесём Богу то святое, дивное и прекрасное, что в нас есть, то тогда это поклонение пойдёт за пределы всех хвалебных песен прямо к Богу. Каждый раз, когда мы говорим правду и творим добро, чувствуем и выражаем любовь и понимание по отношению к ближним, сострадание, прощение, снисходительность – тогда мы достойны называться людьми Божиими, и тогда мы поклоняемся Духом и Истиной. Я предлагаю всем этому учиться. Но начать мы можем только с того, чтобы перед собой, Богом и перед людьми стать во всей нашей правде, какие мы есть, и поклониться Ему всей своей жизнью, всем своим словом, делом и всем своим существом. Аминь.

         Также отец Анастасий поздравил всех с праздником святителя Николая Чудотворца.

         Затем верующие совершили крестный ход вокруг комплекса Успенского собора.

1.jpg2.jpg3.jpg





4.jpg5.jpg6.jpg






7.jpg8.jpg9.jpg






Фото Марии Голубевой.

Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь