Прп. Иродион Илоезерский
День памяти: 28 сентября/11 октября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых.
Сведения о преподобном Иродионе содержатся в его Житии (известны 12 списков), а также в материалах расследования о чудесах святого («Обыск о чудесах»), которое было проведено весной 1653 г. архим. Кирилло-Белозерского мужского монастыря Митрофаном по благословению патриарха Никона. Сохранившиеся списки Жития датируются кон. XVII - 70-ми гг. XVIII в. Краткая редакция Жития содержит рассказы о трёх посмертных чудесах по молитвам к преподобному (авторство Жития ошибочно приписывалось архим. Митрофану). Пространная редакция Жития сложилась в 80-90-х гг. XVII в. как компиляция краткого Жития прп. Иродиона и «Обыска о чудесах», дополненная рассказами о позднейших чудесах по молитвам к прп. Иродиону (полная редакция Жития содержит описание 21 чуда). Есть основания полагать, что составителем пространной редакции был священник междуозерской (илоезерской) церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы Евтихий Васильев, служивший в ней в 1653-1696 гг. В 40-х гг. XVIII в. Житие прп. Иродиона распространилось в списках, сделанных иеродиак. Киево-Печерского монастыря Кириаком (Ястребенским), сосланным в Кириллов Новоезерский. Пространная редакция Жития при этом подверглась редакторской правке, главным образом стилистического и грамматического характера.
Из Жития известно, что прп. Иродион был насельником Корнилиева Комельского в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм монастыря, не имел сана (в некоторых списках Жития прп. Иродиона назван схимником). В 1537 г., после преставления прп. Корнилия Комельского, прп. Иродион покинул обитель и поселился в Белозерском уезде (в ряде списков Жития говорится, что он пришел на оз. Уро). По прошествии некоторого времени, получив во сне откровение, прп. Иродион приобрел у черносошного крестьянина Анисима землю в Озацкой волости Надпорожского стана Белозерского уезда близ оз. Ило (в 30 км к югу от г. Белозерска), где выстроил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святой подвизался в посте и молитве, нес послушание в трапезной палате при храме. Пищей святого были хлеб и вода. Все, что ему приносили местные жители, он раздавал нищим. Прп. Иродион ежедневно («от субботы до субботы») причащался Св. Христовых Таин, никогда не мылся в бане. Очевидцем единственного известного прижизненного чуда святого стал местный житель Елисей, по-видимому записавший увиденное: прп. Иродион, подобно 3 библейским отрокам (Дан 3. 15-93), лежал на раскаленных углях в печи и оставался невредим. В Житии рассказывается, что со временем построенный преподобным храм стал центром приходской общины. Во избежание соблазнов прп. Иродион по молитве лишился слуха и зрения. Оставив церковь, святой поселился рядом с ней в бобыльской избе (келье). День преставления преподобному возвестил ангел, накануне иером. Исаия причастил прп. Иродиона. Годом преставления святого в «Описании о российских святых» назван 1541-й (7050), что противоречит Житию, в котором говорится, что преподобный прожил в Белозерском уезде «лета довольна». Прп. Иродион был погребен 28 сентября в часовне рядом с построенной им ц. Рождества Пресвятой Богородицы.
По-видимому, вскоре после кончины святого на месте его отшельничества возник небольшой монастырь - Междуозерская (Илоезерская) Родионова пустынь, построенная преподобным церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы использовалась также приходской общиной. В краткой редакции Жития, в 1-м рассказе о чуде, совершившемся после преставления святого, повествуется о наказании Софония, который ткнул «жезлом» в могилу преподобного (видимо, для того, чтобы раскопать ее и достать «сокровище») и ослеп. Спустя несколько лет ночью Софонию явился прп. Иродион и повелел молиться у своей могилы, после чего Софоний исцелился. В благодарность он сделал деревянную гробницу над могилой прп. Иродиона и повелел написать его образ. В Смутное время Междуозерская пустынь была разорена, старцы «от скудости розбрелись». В рассказе об одном из чудес прп. Иродиона повествуется, что летом 1612 г. «воровские люди» оказались на о-ве Ило, один из них, встав на гробницу святого, стал снимать оклад с иконы Всемилостивого Спаса и был разбит параличом. Испуганные грабители, погрузив своего товарища на лошадь, покинули пустынь.
В 20-40-х гг. XVII в. ц. в честь Рождества Пресвятой Богородицы была приходской, при ней в кельях жили нищие и пономарь. В сер. XVII в. здесь возобновилась монашеская община во главе со строителем иером. Исидором. В 1652 г. иером. Исидор получил благословение Ростовского митр. Варлаама II на строительство церкви в честь Похвалы Пресвятой Богородицы над могилой прп. Иродиона (храм сгорел в 1705 г., затем был восстановлен). По грамоте царя Алексея Михайловича от 28 февраля 1654 г. обители были пожалованы о-в Ило, рыбные ловли и лес близ озера; в монастыре было 5 братских келий и 1 строительская, проживали 3 старца. Несколько лет продолжалась тяжба между иером. Исидором и служившим в Рождество-Богородицкой ц. белым свящ. Евтихием Васильевым, поскольку власти монастыря стремились перевести существовавшую при ц. Рождества Пресвятой Богородицы приходскую общину в соседний - Иловский Преображенский - приход.
Благодаря усилиям строителя иером. Исидора после «обыска», проведенного в 1653 г. архим. Митрофаном, прп. Иродион был канонизирован к местному почитанию. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. имя прп. Иродиона значится без указания дня памяти: «...преподобнаго отца Иродиона, иж на озере Возатке близ Белоозера». Сведения о гробнице и об иконе преподобного приведены в описи ц. в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, составленной в 1664 г.: «Над гробницею Иродиона чудотворца вместо раки решетка древяная, крашена празеленью. На гробнице образ Иродиона чудотворца, во облаце Святая Троица, на празелене». К 1747 г. над погребением святого была устроена рака, на которой находился образ прп. Иродиона: «Та гробница и со цкою в вышину аршин с верхом, древяная. Над оною гробницею имеется на столпах резная сень и расписана красками». После смерти иером. Исидора в 1664 г. Междуозерская пустынь фактически прекратила существование, вновь превратившись в приход, что было утверждено в ходе реформы в 1764 г.
В рассказах о чудесах, происходивших от мощей преподобного или по молитве к нему, повествуется об исцелениях и о другой помощи окрестным жителям, иногда паломникам, пришедшим из иных мест. Некоторые из чудес были записаны собственноручно: например, свящ. Евфимий Фомин записал чудо 5, а «некто из детей боярских» Григорий Никифорович Золотилов, будучи неграмотен, поручил записать происшедшее с ним и с его сестрой чудо иером. Исидору (чудо 6). О почитании прп. Иродиона в ХVIII в. свидетельствует выписка из донесения Вологодской духовной консистории в Синод от 24 янв. 1739 г.: «В приходской церкви, что в Междуозерье, Иродион чудотворец, не свидетельствован. А у него, чудотворца, служба бывает, и приходят богомольцы для моления разных чинов и поныне».
Житие святого постепенно забывалось. Иеродиак. Кириак (Ястребенский), оказавшийся в 40-х гг. XVIII в. в Кирилловом Новоезерском монастыре, 5 лет не мог найти исправный список Жития прп. Иродиона: «А в христолюбивых людех града Белаезера и в протчих у кого пять чудес написано имеется, у кого три или полжития преподобнаго, но и то несходно». Кириак составил исправный текст по разным спискам и сочинил молитвы к преподобному, однако они не получили широкого распространения. В сер. XVIII в. Житие прп. Иродиона было включено в сборник житий Белозерских святых (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № 18405); святой изображен на иконах «Собор Белозерских чудотворцев» и «Избранные Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» (1-я треть XVIII в.), что позволяет предположить канонизацию прп. Иродиона в составе Собора Белозерских святых, празднование которому было утрачено к кон. XVIII в. В кон. ХIХ в. Житие святого было практически неизвестно в Белозерье, о чем свидетельствовал настоятель междуозерской Рождество-Богородицкой ц. свящ. Павел Смирнов в письме в редакцию «Новгородских ЕВ»: «Богомольцы, приходя поклониться угоднику, просят меня почитать Житие преподобного, но я, к сожалению, удовлетворить их просьбы не могу» (Житие преподобного и богоносного отца нашего Иродиона. 1899. С. 882). Служба преподобному совершалась по Общей Минее.
В кон. XVIII в. над могилой преподобного построили кирпичную церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с приделами во имя прп. Иродиона и в честь Рождества Богородицы. К нач. XIX в. выстроенная преподобным деревянная Рождество-Богородицкая церковь была ветхой, в сер. XIX в. в бывшей пустыни имелся только каменный храм (сохранился в полуразрушенном состоянии). Междуозерский приход объединял 12 небольших деревень, расположенных между озерами Азатское и Ило. В настоящее время жители этих деревень отмечают 11 октября (28 сент.) праздник «Родионьевская», но не связывают его с прп. Иродионом. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено ок. 1831 г. (возобновлено в 1981). Прп. Иродион прославляется в 4-м тропаре 8-й песни канона Всем святым земли Новгородской (составлен в 1831). Имя прп. Иродиона вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 39, 64), где он отмечен как местночтимый святой.