Прп. Иннокентий Комельский
Преподобный Иннокентий Комельский родился в Москве и происходил от рода московских князей Охлябиных. Он был верным учеником Нила Сорского.
До основания Сорской пустыни святой Иннокентий путешествовал по востоку вместе с преподобным Нилом. Был в Палестине, в Константинополе, на Афоне и вместе с ним вернулся на Русь. Есть предположение, что монашеский постриг преподобный принял в Белозерской обители преподобного Кирилла. Затем он удалился в скит к преподобному Нилу на реку Сору.
Подробных сведений о совместном пребывании святого Иннокентия с преподобным Нилом Сорским не сохранилось. Только известно, что преподобный Нил, предвидя свое скорое отхождение к Богу, дал благословение своему ученику на то, чтобы тот шел на реку Нурму и предсказал: "Бог тебя прославит там, и обитель у тебя будет общежительная моя же пустынь после смерти моей останется такою же, а при моей жизни, и братия по одному будет жить в кельях своих".
По преставлении преподобного Нила, пришел святой Иннокентий в селение называемое Комельскою волостью. Это место для человека было почти не доступно, потому что окружали его болота и непроходимые леса. У святого Иннокентия собралось много братии, он был им наставником и учителем.
Прожив в этой обители много лет, преподобный отошел ко Господу 19 марта, в память святых мучеников Хрисанфа и Дарии.
Братья, взяв тело преподобного, похоронили его по завещанию в том месте, которое он указал сам: в углу монастыря вблизи ржавого болота. На могилу положили камень, на котором написали год, месяц и число преставления святого.
Преподобный Иннокентий написал много завещаний, послуживших ко спасению иноков. О преподобном было также написано немало. Но в лето 1538 случилось нашествие татар на Русь. Пустынь святого враги разорили, сожгли церковь Иоанна Предтечи, все строения предали огню.
Было перебито немало иноков, спаслись лишь некоторые – они бежали в обитель преподобного Павла, находвшуюся в Комельском лесу, на реке Нурме. Во время пожара монастыря сгорело и написанное о преподобном Иннокентии. Было и другое писание, но некоторые из братии, удалившись из пустыни, унесли это писание в другие монастыри. Так в обители преподобного Иннокентия и не осталось сведений о его создателе.