Библиотека

Неделя Торжества Православия. Мария Голубева / Новая жизнь. - № 14 от 5 апреля 2024 года

Неделя Торжества Православия. Мария Голубева / Новая жизнь. - № 14 от 5 апреля 2024 года

24 марта в Кирилло-Белозерском монастыре после Божественной литургии благочинный обители иеромонах Нил (Андрощук) произнёс проповедь.

«Сегодня, в первую неделю Великого поста (в первое воскресенье Великого поста), мы совершаем празднество в честь Торжества Православия, – сказал отец Нил. – Это праздник в честь окончательного утверждения иконопочитания в нашей Церкви. И этот праздник мы называем Торжеством. И сегодня у нас, священнослужителей, облачения цвета золота, хотя обычно в Великий пост мы служим в чёрных и фиолетовых облачениях. Также после литургии будет совершён чин молебного пения в честь Торжества Православия. Как мы видим, этот праздник выделяется особо. Он был установлен в 842 году в царствование царицы Феодоры в Константинополе и означал окончательную победу иконопочитания над ересью иконоборчества. Хотя, несмотря на то что иконоборчество было осуждено 787 году на Вселенском соборе и иконопочитание было установлено, иконоборцы сопротивлялись.
Почему мы называем этот праздник Торжеством? Даже был составлен особый чин для того, чтобы подчеркнуть торжественность этого события. И вот почему. Дело в том, что на протяжении многих веков, начиная с 325 года, после того, когда был издан эдикт императора Константина о веротерпимости по отношению к христианам, о прекращении гонений на христиан и вплоть до IX века, то есть на протяжении шести веков, Церковь столкнулась со множеством ересей, то есть со множеством лжеучений. Все эти лжеучения касались неправильного мудрствования об Иисусе Христе. Шли споры о личности Христа: кто Он такой? Церковь вырабатывала учение, кто такой Господь наш Иисус Христос: Он Бог или не Бог, Он настоящий Человек или призрачный Человек или Он одновременно Бог и Человек и как эти природы соединяются?
Шли эти схоластические споры на протяжении шести веков, и на Седьмом Вселенском соборе, когда была низвержена ересь иконоборчества, эта победа иконопочитания стала некоей жирной чертой под всеми этими христологическими спорами. То есть Церковь подводит окончательный итог и утверждает, что всё то, что было принято ранее на шести соборах: что Господь наш Иисус Христос есть одновременно и Бог, и Человек и что в Нём соединены две природы: и божественная, и человеческая. И в подтверждение этого было утверждено иконопочитание, потому что если Бог существует бестелесно и духовно, если Он сошёл на землю и вочеловечился, принял облик человеческий, который имеет индивидуальные человеческие черты, то Его черты можно изображать, несмотря на то что ещё в древней ветхозаветной церкви есть заповедь – не сотвори себе кумира, ни изображения ни на небе, ни на земле и не поклонись ему. Это заповедь, запрещающая идолопоклонство.
Важно отметить, что мы поклоняемся не бездушной доске, мы не обожествляем саму доску, на которой изображён Иисус Христос, а мы взираем телесными очами на этот образ и своим телом мы поклоняемся этому образу, но телесно совершая это, мы духовными очами взираем на Господа нашего Иисуса Христа и поклоняемся духовно Ему. То есть, взирая на икону, на которой изображён Иисус Христос, мы духовно поклоняемся тому, кто на ней изображён, то есть первообразу – Богу. Поэтому саму доску мы не обожествляем, как идолопоклонники, которые изготовляли собственными руками истуканов, обожествляли их и поклонялись им.
Христиане поклоняются не только Иисусу Христу, но и Пресвятой Богородице и святым угодникам. Поклоняясь им, мы поклоняемся их святости, их чистоте, их обожению. Ведь они максимально стяжали в себе христоподобие, то есть они настолько уподобились Иисусу Христу, насколько это было возможно, и мышлением, и чистотой сердца. Что, собственно, должны сделать и все мы, христиане. Мы тоже должны обожиться, принять образ чувствований, которые испытывал Христос. Иисус Христос показал нам, какими мы должны быть.
Сейчас идёт Великий пост – это время, когда мы должны приблизиться в возможной для нас степени к тому, каким был Христос: оставить какие-то плотские помыслы и стяжать светлые и чистые помыслы любви; отринуть страсти и приобрести добродетели. В воздержании и молитвах, которые мы сейчас совершаем, мы сможем их обрести.
Ещё в Священном Писании, которое мы сегодня слышали за богослужением, мы вспоминаем, как произошла встреча Господа нашего Иисуса Христа с Нафанаилом. Господь сказал, что это истинный Израильтянин. Мы помним, что когда Нафанаил был один под смоковницей, то с ним произошло что-то невероятное, известное только ему одному, когда он ощутил какое-то особое Божественное присутствие и об этом знал только он сам. И когда Иисус Христос сказал ему: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя», он понял, что
Иисус Христос всё знает, поэтому он воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев». Это говорит о том, что Господь наш Иисус Христос всемогущий и всеведущий, Он знает все наши и плохие, и добрые мысли, все наши намерения. Иногда мы, может, и хотим совершить что-то доброе, но в силу каких-то обстоятельств мы не можем это сделать.
Поэтому давайте будем иметь твёрдое намерение и желание преобразиться, стать лучше и отринуть грех, который постоянно в нашей жизни присутствует. Будем иметь намерение противостоять греху, который нас всегда преследует. Будем же иметь намерение к добру. Господь всеведущий, Он знает и видит сердце каждого человека. Он знает все наши немощи и препятствия нашей жизни. Давайте приложим все усилия, чтобы преобразиться, а Господь воздаст нам в той степени, насколько мы приложим усилия, Божественной благодатью, которая нам даёт радость, покой, любовь и веселье. Это самое главное, чтобы достойно встретить Пасху вместе с Господом.
Сегодня надо отметить ещё и то, что 22 марта случилась трагедия в подмосковном концертном зале «Крокус Сити Холл». Сейчас много об этом говорят и есть такой соблазн у православных христиан думать, что не надо было ходить во время Великого поста на такие увеселительные мероприятия, тогда бы ничего не случилось. Сейчас эти мысли, тем более и высказывание таких мыслей, не уместны. Произошла трагедия. Наше общество неоднородно. Мы многоконфессиональная страна. У нас живёт много народов. Есть люди, которых, может быть, ещё не посетил Господь и они ещё не верующие. Но всё равно мы все – единый народ. Мы живём в едином Отечестве. Случилась большая бесчеловечная трагедия – была совершена невероятная жестокость, страшное преступление. Мы, верующие христиане, должны все вместе помолиться о тех, кто погиб в этой трагедии, о тех, кто находится сейчас в тяжёлом состоянии.
Поэтому сегодняшний праздник – это и Торжество Православия, но ещё и трагедия. Что же мы, христиане, ещё можем сделать? А мы должны продолжать наш пост, потому что мы знаем, что ненависть побеждается только любовью. А любовь приобретается через борьбу со своими страстями. И насколько мы себя преобразим, приобретём благодать Божию, настолько мы преобразим пространство вокруг себя. От нас, христиан, многое зависит: мы, будучи «солью земли», должны приобретать любовь, а любовь приобретается воздержанием и молитвой».
После Причастия верующих наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук) совершил заупокойную литию по погибшим в результате террористического акта в подмосковном концертном зале «Крокус Сити Холл». Батюшка вместе с верующими, собравшимися на воскресное богослужение, вознёс заупокойные молитвы о всех безвинно убиенных.
Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора


Кирилло-Белозерский монастырь