Библиотека

Мы все Христовы! // Новая жизнь. - № 53. – от 31 декабря 2021 г.

Мы все Христовы! // Новая жизнь. - № 53. – от 31 декабря 2021 г.

4 декабря православные христиане отмечают праздник - Введение во храм Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии.

В ансамбле Кирилло-Белозерского монастыря есть храм, посвящённый этому празднику, который сейчас находится в ведении Кирилло-Белозерского музея-заповедника, и в нём расположены музейные экспозиции. Монастырское богослужение, которое возглавил игумен Анастасий (Додарчук), в этот праздник проходило в храме преподобного Кирилла.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы считается по преимуществу праздником детей и семьи. На иконах, ему посвящённых, часто изображается трогательный сюжет, когда престарелые родители Иоаким и Анна приносят в дар Богу свою единственную малолетнюю дочь. Первосвященник приемлет Её и, весь объятый святым вдохновением, благословляет родительский обет и детское послушание, и вводит богоизбранную Отроковицу в неприступное и таинственное Святая Святых.

Эта святая семейная радость выступает за тесные пределы семьи и охватывает весь мир - видимый и невидимый. В храме Божием достигла Дева Мария той нравственной чистоты, которая привлекла к Ней милость Бога и соделала достойною быть Матерью Спасителя.

- Введение во храм Пресвятой Богородицы праздновали по чину древней церкви, об этом имеются некоторые указания исторических документов, - рассказал в своей проповеди отец Анастасий. - Как общецерковный праздник он был установлен в VIII веке, но начало празднования восходит к первым векам христианства. Наша страна приняла Православие от Византии уже с этим праздником.

Батюшка пояснил, что хотя в Евангелии ничего не говорится о Введении во храм Пресвятой Богородицы, но на это событие имеются указания в некоторых апокрифических Евангелиях, а также об этом событии свидетельствует Священное Предание. У православного богослова-исследователя святителя Григория Нисского, брата Василия Великого, есть целый труд, посвящённый этому празднику.

В проповеди внимание верующих было обращено к событиям, относящимся к празднику: «Иоаким и Анна были бесчадны – это считалось поношением у евреев. В древнем мире иметь детей считалось счастьем, а не иметь – позором. Об отношении к рождению детей, их воспитании говорят слова одного из писателей эпохи первых веков распространения христианства: «Смотрите, какую радость дал нам Господь, чтобы нам самим воспитывать детей наших», - сказал отец Анастасий.

Также в проповеди говорилось Он отметил, что святые Иоаким и Анна молились о рождении чада и дали обет посвятить долгожданного ребёнка Богу. И когда по молитвам у них родилась девочка, они исполнили свой обет: когда Деве Марии исполнилось три года, они отвели Её в храм Божий. Там Она Сама поднялась на 33 ступеньки храма, где Её встретил священник Захария – отец Иоанна Крестителя. По наитию Святого Духа Деву Марию ввели в Святая Святых, куда входил лишь сам священник раз в год. Там Она служила Богу. «В наши времена мы часто видим обратное - сопротивление родных желанию их детей служить Богу: принять священный сан или монашество», - подчеркнул отец Анастасий и привёл примеры из своего жизненного опыта.

- Когда мы читаем богослужебные тексты, слышим церковные песнопения, то много поучительного можем применить и к себе, - сказал батюшка. – В этот праздник, слушая богослужебные песнопения, мы чувствуем, что Рождество уже близко. Богородица оказалась тем храмом, в котором поселился Бог. Сына Божия и Сына Человеческого Богородица выносила и родила. Вспомним, что писал апостол Павел: «Разве вы не знаете, что Вы - храм Божий и Дух Божий живёт в вас» (1-е послание Коринфянам). Вот кем мы должны были быть. И примером является Богородица. Наши согрешения перед телом апостол оценивает как кощунство, как согрешение перед храмом Божиим, а мы не испытываем отношения к нашему телу как к храму Божию, храму Духа Святого. И мы оскверняем свои тела подобно тому, как в годы безбожия были осквернены храмы Божии по всей нашей стране. Помолимся, чтобы наши тела действительно стали храмами для Духа Святого, чтобы мы хоть чуточку уподобились Богородице и святым.

Также отец Анастасий привёл пример из жития священномученика епископа Антиохийского - Игнатия Богоносца: «В народе его называли богоносцем, потому что существует предание, что когда он был младенцем его на руки взял Сам Господь. Когда Он увидел, что к Нему не пускают детей, поставил этого мальчика и сказал: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея). Считается, что этим ребёнком был Игнатий Богоносец. Но сам он говорил людям другое: он Богоносец, потому что носит в себе память о Господе Иисусе Христе. Он был богоносцем и исповедником, но быть богоносцем требуется также от каждого из нас».

Отец Анастасий призвал верующих все дни Рождественского поста вспоминать историю Ветхого Завета и то ожидание Иисуса Христа, которым жило человечество до Рождества Христова. Также он напомнил, что все святые отцы неизменно носили в себе память о Боге и знали о том, что они Христовы, поэтому у них никогда не умалялась вера.

- Никогда нельзя малодушествовать и унывать, надо всегда надеяться на Господа, на Его помощь, предстательство и верить в то, что мы избраны Богом, призваны Им, - заключил проповедь отец Анастасий.


Мария ГОЛУБЕВА

Кирилло-Белозерский монастырь