Библиотека
Пострадавшие за веру Христову // Областная газета «Красный Север». - 13 сентября 2017 г. - № 102 (27811).
Потрясенные солдаты, расстреливавшие новомучеников, вспоминали, что пятерых они убили выстрелами в спину, а вот епископ Варсонофий никак не падал. В него стреляли - а он все читал молитвы на исход души. Завершив возгласом «Аминь!», обернулся к палачам: «Я кончил, кончайте и вы».
Владыку Варсонофия убили выстрелом в затылок. Похоронили мучеников на месте расстрела.
15 сентября Русская Церковь вспоминает новомучеников Кирилловских, безвинно погибших в 1918 году. В 1998 году на месте бессудного убийства в пригороде Кириллова - у горки Золотухи, где находилось учебное стрельбище, - установлен поклонный крест. Позднее кирилловский священник Алексий Фомичев возвел здесь часовню во имя Кирилловских новомучеников. С того времени 15 сентября ежегодно совершается крестный ход на Золотуху от Кирилло-Белозерского монастыря к месту гибели новомучеников.
Поводом для жестокой расправы стала гибель местного большевика Андрея Иудовича Костюничева, возглавлявшего комитет бедноты и безжалостно изымавшего хлеб у земляков. Активиста застрелили через окно; кто это сделал - так и осталось тайной. Череповецкий ревтрибунал (Кириллов в то время был частью Череповецкой губернии) постановил: ответить на убийство коммуниста Андрея Костюничева красным террором.
О безжалостной расправе стало известно на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который проходил в то время в Москве. Была создана комиссия по гонениям, которая направила в Кириллов известного православного историка и публициста Владимира Финикова. Его исследования о кирилловской трагедии сохранились, спустя 82 года они легли в основу решения Архиерейского Собора о канонизации новомучеников.
Память о кирилловских подвижниках новая власть стремилась уничтожить. Командиры карательного отряда, присланного из Череповца, не дали верующим совершить православный обряд погребения, а над телами мучеников надругались, сбросили их в яму друг на друга. Православный народ, несмотря ни на что, чтил страдальцев. Рассказывают, что на месте могилы много лет лежал деревянный крест.
В 1960-х годах власти уничтожили все признаки могилы, а в 70-е поставили на этом месте свинарник и обнесли его высоким забором. В 2000 году в Кириллове работала поисковая группа сотрудников Генеральной прокуратуры, они хотели найти тела казненных в 1918 году. В группе были специалисты высокого класса, они использовали самую современную аппаратуру, однако ничего обнаружить не удалось. На следующий год приехали археологи под руководством игумена Дамаскина (Орловского), члена Синодальной комиссии по канонизации. В составе группы - участники многих успешных раскопок, сотрудники академических институтов. И эта попытка обретения мощей новомучеников оказалась неудачной. Исследовали всю территорию вокруг свинарника, ничего не нашли. Может быть, свиней содержали специально на месте могилы? Договорились с владельцем свинарника (к тому времени уже пустого), райпотребсоюзом, снесли сооружение - и вновь ничего не нашли...
Возможно, тела казненных большевики тайно перезахоронили, не оставив никаких документальных свидетельств, - такое в то время практиковалось. Возможно, тела пострадавших за веру Христову сумели выкопать православные люди, чтобы сохранить от новых издевательств и поруганий. Тайну захоронения кирилловских новомучеников мы пока не знаем...
В нынешнем году Вологодская прокуратура по обращению главы Вологодской митрополии митрополита Игнатия признала Кирилловских новомучеников подвергшимися политическим репрессиям и реабилитировала их.
Знаменательно, что в этот день Церковь вспоминает 3628 мучеников III - IV веков, прибывших в Никомидию с женами и детьми, чтобы засвидетельствовать гонителю христиан Диоклитиану свою непоколебимую веру во Христа. В этот же день, 2/15 сентября, вспоминается отрок Мамант и его родители Феодот и Руфина, погибшие в темнице за веру Христову. Христиан первых веков подвергали страшным мукам, их отдавали на съедение диким зверям.
В советское время верующих истязали по-иному, но не менее безжалостно. «Однако христиане - люди не от мира сего, - пишет известная исследовательница Елена Стрельникова (ныне монахиня Эсфирь, подвизающаяся в Иоанно-Предтеченском Новолеушинском монастыре в Мяксе). - И там, где, казалось бы, случается непоправимая трагедия и торжествует зло, происходит совершенно противоположное по своему глубокому смыслу. Печаль обращается в радость. В 1918 году горожане Кириллова и два монастыря потеряли своих духовных наставников, но мы приобрели новых молитвенников».