Монашеские кельи
Здание монашеских келий имеет сложную строительную историю и необычную планировку. В его строительстве можно выделить четыре этапа. Вначале выстроили из кирпича небольшую Писчую келью, где велось монашеское делопроизводство. Фасад этой палаты, расположенной примерно в середине здания, был украшен наличником, увенчанным тремя остроконечными выступами. Вверху над сводчатой кельей была каменная палата без сводов с двумя окнами, обрамлёнными рамками из цветных изразцов. Впервые такие изразцы использовали в монастыре для украшения Московской башни в середине 1660-х годов. Вероятно, к этому времени можно отнести строительство Писчей кельи.
На втором этапе строительных работ возвели одноэтажные кельи между Писчей кельей и Святыми вратами. Они состояли из двух «секций», каждая из которых имела входные сени и две кельи по сторонам. Засенья вели в длинный узкий коридор, имевший разрыв между «секциями». Таким образом, за кельями выгородили небольшие внутренние дворики, куда с трёх сторон выходили окна келий, засений и коридора. Из этих двориков топили печи, стоявшие в кельях. За коридором находились кладовки для хранения дров.
На третьем этапе строительства над кельями был возведён второй этаж. Для входа с фасада устроили два сводчатых крыльца. Одновременно с этим перекрыли сводом проход между кельями и крепостной стеной, превратившийся в широкий крытый проезд. Над ним поместили сводчатые летние кельи, обращенные на север.
На четвёртом этапе, на рубеже XVII и XVIII веков, строительство келий продолжалось по другую сторону Писчей кельи почти до поворота стены Успенского монастыря. В XVIII-XIX веках облик Братского корпуса изменился. Часть келий сильно пострадала во время пожара 1764 года. В XIX веке сломали крыльца, растесали окна, срубили наличники.
После закрытия монастыря в здании находились фондовые и административные помещения музея, а также квартиры.
Назад в раздел