Новости

13.05.2018

13 мая Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Богослужение прошло в храме преподобного Кирилла. Возглавил литургию наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук).
Проповедь игумена Анастасия:
«Читаемый сегодня в церкви евангельский отрывок о слепорождённом относится к одному из самых сложных для понимания мест Нового Завета. Люди воспринимают его двояко: либо относятся на основании своего опыта, своих мыслей и своей неспособности видеть шире и глубже и говорят, что этого не может быть, а другие желают доказательств от Господа, чтобы поверить. А другие иначе относятся к этому евангельскому отрывку, опираясь на личный опыт общения с Богом, который хоть малый, но у каждого из нас есть, и эти беспрецедентные случаи в нашей жизни, чудесные явления от Самого Бога позволяют нам сказать «Я войду своей верой в Твой дом, в Твоё общение и познаю, что Ты был прав». 
И одно из самых недоуменных мест в Евангелии – это читаемый сегодня отрывок, когда ученики задают Господу вопрос кто виноват, кто согрешил родители его или Он, на что Господь отвечает, что никто не согрешил и никто не виноват, и то, что случилось с этим человеком (он родился слепым) - это не возмездие и не последствие греха родителей, - это случилось для того, чтобы свершилась слава Божия.
Возникает ещё один вопрос – в чём же здесь слава Божия? Неужели в том, что человек прожил долгие годы слепым, и всё это было для того, чтобы над ним свершилось чудо Божие? А иногда такое чудо не свершается, и люди рождаются слепыми и умирают без прозрения. Разве люди не могли бы прославить Бога в благоденствии, в доброй жизни? Но как показывает опыт человечества, к сожалению, когда человек находится в достатке, он очень редко приходит благодарить Господа. Если даже возьмём неофициальную церковную статистику, то 90 % людей приходят в Церковь, когда в их жизни свершились какие-то потрясения, когда Господь приводит их в Церковь через скорби. И лишь 10 % из нас идут в Церковь поблагодарить Бога за то, что мы имеем, за то, что нам удаётся жить по заповедям Божиим. То есть наша человеческая натура такова, что мы приходим в Церковь лишь тогда, когда Господь нам посылает скорби и смиряет нас таким образом. Люди не прославляют Бога за то, что у них в жизни всё хорошо. И всё дивное, что с нами случается для нас как бы естественно: естественно быть защищёнными, здоровыми, свободным. И тех, кто умеет ценить все блага, которые мы ничем не заслужили, очень мало.
Однако слава Божия не явилась в том, что слепорождённый прозрел телесными очами, он прозрел самыми глубинами своей души и после этого исцеления глаза ему открылись на милость Божию и Его всемогущество, открылось его сердце тому, чтобы с благодарностью и верой отвечать на всякий Божий дар, на телесное исцеление. И здесь воссияла слава Господня не в том смысле, что Он сыскал славу и похвалу людей, так как мы слышим в Евангелии, что фарисеи и законники Его хулили за чудеса, потому что это исцеление было совершено в субботу, а по иудейскому закону нельзя было в день субботний делать никаких дел, но явилась слава Божия, божественное начало Спасителя мира. У исцелённого человека воссияла в душе новая жизнь и заискрилась надежда на новую жизнь, у него появилось чувство божественного присутствия, он искренне в это поверил. Часто и мы, окружённые горем и трагедией в своей жизни колеблемся и спрашиваем себя где Бог, когда творятся в мире несчастья, когда умирают дети или происходят другие страшные вещи. Есть такие вопросы, о которых святые отцы советуют не рассуждать и покрыть их молчанием, потому что нам, людям, живущим на земле, не дано об этом рассуждать, не дано этого понять. Как пишет апостол Павел, на этой земле мы видим судьбы Божии людей как через тусклое стекло, не видим их во всей полноте, не видим всего промысла Божия о нас, который был заложен Всевышним. Бог даёт нам многое, но Он никогда не даст нам погибнуть от нашего благополучия. Как часто бывает, что человек приходит в Церковь после какого-то несчастья, но когда у него жизнь налаживается, становится всё благополучно, он начинает пропускать воскресные богослужения, постепенно отходит от церкви, вера его охлаждается. Проходит какое-то время, и Господь снова посещает этого человека «жезлом железным» через скорби и искушения и человек вразумляется и снова приходит в Церковь. Господь не даёт нам погибнуть в нашем благополучии, Он посещает нас скорбями. Это было известно ещё в первом поколении христиан. Много веков назад, ещё в первом поколении христиан, одним из учеников, Ермой было сказано: «Милостив Бог, Он неоставит тебя, доколе не сокрушит сердце твое или костей твоих», то есть или мы покаемся сами, и тогда сердце смиренно Бог не уничижит, или если мы не будем каяться, то Господь нас посетит страданиями. К сожалению, так часто бывает.
Поэтому, братья и сестры, задумайтесь над этим и перед лицом ожесточения и слепоты нашей души, нашего характера мы должны задуматься о том, насколько сильны должны быть в нас чувства сострадания, чувство своей вины и чувство любви к ближнему нашему, ибо через покаяния, дела милосердия и любви мы спасёмся и есть возможность избежать более тяжёлых посещений и искушений от Бога.
Аминь».
2.2.jpg1.jpg3.jpg








Рака с мощами прп. Кирилла Белозерского.jpg

Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь