Новости

01.04.2018

Вход Господень в Иерусалим

1 апреля, в праздник, в народе называемый Вербное воскресенье, Божественная литургия, которую возглавил наместник монастыря игумен Анастасий (Додарчук), проходила в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. Насельники монастыря Павел (Довбуш) и Галактион (Кривохиж), которых 17 и 25 марта митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий рукоположил в иеродиаконов, впервые сослужили соборную службу. Сейчас братия монастыря насчитывает шестнадцать человек, шесть из которых имеют священный сан.


Клирики Кирилло-Белозерского монастыря.jpg


Братия Кирилло-Белозерского монастыря.jpg


иг. Анастасий.jpgИгумен Анастасий обратился к верующим с проповедью: «Сегодня мы отмечаем один из великих двунадесятых праздников нашей Православной Церкви. Праздник Входа Господня в Иерусалим, можно сказать, что один из самых трагических праздников нашего церковного года. Казалось бы, сегодня торжество - Христос вступает в святой град, его встречает ликующая толпа народа. Встречают его так, как встречают царя, готовы из Него сделать политического вождя, и ожидают от Него победы над врагом. Разве здесь может быть что-то трагическое? Но, увы, трагедия здесь есть, потому что все те люди, которые кричали «Осанна Сыну Давидову», то есть по сути Сын Давидов – царь Израиля. А через несколько дней вся эта толпа повернётся к Нему с враждебным и ненавидящим лицом, народ будет проклинать Его, заушать, избивать и кричать Пилату «Распни Его!». Что же случилось? Почему так изменилось настроение народа за эти несколько дней? Народ Израиля ожидал, что когда Господь вступит в Иерусалим, то он возьмёт в свои руки власть земную, Он станет ожидаемым Миссией, который освободит израильский народ от оккупации и от врагов, и будут повержены все противники, народ израильский будет отмщён, а вместо этого Христос вступает в священный град тихо и восходит к Своей смерти.

Политические вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него. Когда апостолы знали, что Христос Сын Божий, но ещё надеялись, что Он возьмёт власть и будет править народом. Это подтверждает отрывок из Евангелия, где говорится, что сыны Заведеевы спорили между собой, по какую сторону от трона Христа они воссядут, то есть они тоже мечтали о человеческой власти, и в какой-то момент были разочарованы.

Что же завещает нам Господь наш Иисус Христос? Говоря людям о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, не узнав Его и не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит поистине страшные и пророческие слова: «Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23:38), то есть отныне ваш дом, ваша душа, опустеют, и всё превратится в пустыню. И как мы видим, со временем всё это сбылось, и сбылись все пророчества, которые Он предрекал о судьбе своего народа. Потому что единственное, что может превратить пустыню человеческой души в цветущий сад, что может дать жизнь, сделать общество полноценным, помочь в жизни человеку – это присутствие Живого Бога, дающее вечное содержание всему временному, присутствие того Бога, который настолько велик, что перед ним нет ни малых, ни великих людей. Но в то же время всё так значительно, что самые мелкие и незаметные слова бывают дороги и велики, а большие события остаются ничтожными и малыми в таинстве любви. И для Господа все люди одинаковы, для Него мы все Его чада, и все Его дети.

Что осталось от людей, ищущих земной свободы, земной победы, земной власти? Что осталось от Римской империи? Что осталось у тех, кто имел в своих руках огромную власть и думали, что она от них никогда не отымется? Ничего! Чаще всего оставалась просто боль.

Христос никогда не проявлял никакой силы и власти, многим Он был непонятен, хотя легко мог объединить ту толпу, которая восторженно Его встречала и собрать воедино. Эта огромная толпа обладала бы великой силой и смогла бы всё смести на своём пути, и таким образом Христос с лёгкостью мог получить эту политическую власть. Но мы видим, что Он от этого отказался и выбрал совершенно иной путь. Он остаётся таким же бессильным, беспомощным и уязвимым и завершает Свою жизнь как будто бы позорной смертью на кресте. Теперь могилы тех, кто насмехался над Христом, мы даже и не сыщем, их прах давно рассеян ветром в пустыне.

Нам завещал Христос жизнь. Он научил нас готовности в своём ближнем видеть самое драгоценное, что нет ничего важнее любви, которую мы должны проявлять к своим ближним и ко всем людям, окружающим нас. Поистине, нет ничего ценнее этого чувства. Он нас научил, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать человеком, даже не унизив себя. Он научил нас тому, что нет ничтожных людей, и тому, что страдание не может разбить человека, если он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошённость нашей жизни можно ответить только мольбой к Богу: «Приди Господи! Приди и спаси нас!». Только Бог может заполнить собой те глубины человеческой души, которые в нас, порой, зияют пустотой. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе, только Он может превратить страшную бездуховную пустыню нашей жизни в цветущий сад. Никому другому поистине это не под силу.

Сегодня, вспоминая Вход Господень в Иерусалим, как же страшно осознавать, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви и отвернулся от Него, потому что не до любви ему было, потому что все люди были заняты жизнью земной. И как говорят святые отцы, если бы Господь пришёл сейчас, в наше время, то мы, скорее всего поступили с ним точно так же, как израильтяне в то время, весь народ вновь отвернулся бы от Него, потому что и тогда и сейчас нам страшно любить, как заповедовал Христос, общество к этому не готово. Люди жаждут земных благ. А те немногие, кто услышал Спасителя, которые выбрали любовь и уничижённость, ценой своей жизни и смерти получили по неложному обещанию Христа жизнь с избытком – победу и торжество над смертью. И этот праздник, который мы сегодня отмечаем, - один из страшнейших недоразумений, если вдуматься в его суть.

Но в итоге одним оставляется дом пуст, а другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Духа Святого, домом жизни.

Поздравляю вас, дорогие, с Праздником и желаю всегда оставаться храмами Духа Святого и чтобы вы вошли в этот дом жизни, который Господь заповедовал нам».

1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg



         


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь