Новости

11.04.2017

Проповедь о Литургии Преждеосвященных Даров

1.jpgВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Во время Великого Поста средоточием всей богослужебной жизни Церкви является Литургия Преждеосвященных Даров или, как её по другому еще называют, - Литургия Святой Четырехдесятницы. И хотя до конца Поста осталось меньше недели, завтра будет отслужена последняя Литургия подобного рода, мне бы хотелось уделить внимание этой самой Литургии, которую мы совершали в течение всего поста.

Из Божественного Откровения, данного нам в Евангелии, известно, что Господь установил таинство Святой Евхаристии. В сем таинстве по молитвам верующих при совершении священнослужителями священнодействий, приносимые хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Вкушая Святых Таинств, мы соединяемся со Христом, тем самым, становимся причастниками божественной жизни.

Евхаристия составляет основную центральную часть Божественной службы – литургии. Порядок совершения Таин в литургии передан Господом Своим ученикам - святым апостолам. В первые века христианства существовало много литургий, составленных разными святыми отцами: наряду с известными святыми Василием Великим и Иоанном Златоустом, это Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский, с еще более древних времен апостол Иаков, литургия которого до сих пор, между прочим, служится в Иерусалиме и другие. Святые сочиняли молитвы и возглашения, в которых отразилось их личное авторское творчество, а также характерные для разных народов их культурные особенности. Но порядок литургии всегда был неизменен.

Литургия Преждеосвященных Даров, о которой сегодня идет речь, известна также как и прочие литургии с апостольских времен. Некоторые приписывают её появление апостолу Петру, другие апостолу Марку. То есть ясно то, что такая литургия существовала издревле. Окончательно оформилась и получила широкое распространение данная литургия в конце VI начале VII веков при папе римском Григории Великом. Заслуга святителя Григория заключается в том, что при нём Литургия Преждеосвященных Даров стала практиковаться не только в Восточной, но и в Западной части Церкви. После XVI в. имя святителя Григория закрепилось прочно за чином Божественной Литургии Преждеосвященных Даров.
Святая Церковь установила служить Преждеосвященные Литургии на период Великого поста. Почему? На время поста мы всячески уклоняемся от увеселений, находимся в телесном воздержании и особо строгой молитве. Поэтому, по причине немощи человеческой природы, нас может одолевать уныние, разленение и отчаяние. В это время обнажаются наши духовные болезни - страсти, и может так случится, что желание исправляться, каяться и изменяться постепенно будут сходить на нет. И чтобы у подвизающихся христиан не угасло благое начало, Церковь мать, заботясь о чадах своих, подкрепляет их причащением Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа нашего Иисуса Христа. Мы причащаемся и обретаем силы снова бороться с действующим в нас грехом.
Литургия Преждеосвященных Даров называется так, потому что Святые Дары освящаются заранее, как правило, в предшествующий воскресный день седмицы. Служится литургия в соединении с вечерней и, собственно, литургией называется только потому, что за этим богослужением мы причащаемся Святых Христовых Таин. Литургии Преждеосвященных Даров по уставу положено служить по средам и пятницам в течение всей Четырехдесятницы, а также в дни особо почитаемых праздников.
Вот какое попечительство оказывает Господь о нас грешных только чтобы мы не пали духом и достойно перенесли бремя поста.
Дорогие, братья и сестры! Остается уже совсем немного времени, и Великий пост закончится, мы будем встречать Пасху. На смену проникнутых покаянием Литургий Преждеосвященных Даров придут торжественные пасхальные Литургии святителя Иоанна Златоуста. На смену плачу о мертвеце – душе своей наступит время радости и веселия о первенце из мертвых - Христе Воскресшем. Те труды, которые были положены каждым из нас в это святое время воздержания послужат тем запасом божественной благодати с которым нам предстоит пройти весь будущий год. Поэтому как в евангельской притче о работниках виноградника, нанятых в разное время дня, призываю вас в эти последние дни святой Четырехдесятницы поработать еще в винограднике - на поле души своей. И как в притче, работники, позванные трудиться последними, в одиннадцатый час получили награду наравне с позванными ранее, то есть трудившимися больше и перенесшими тягость дня, так и вы в остаточное время поспешите на труд. И подобно тем последним получите достойную награду. Аминь.

11.04.2017г иеромонах Нил (Андрощук)
Кирилло-Белозерский монастырь


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь