Новости

06.11.2016

Проповедь иеромонаха Нила (Андрощука) на притчу «О богаче и нищем Лазаре» 6 ноября 2016 г. в храме прп. Кирилла Белозерского

о. Нил (Андрощук).jpgВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали чтение Евангелия, в котором Господь наш Иисус Христос рассказывает своим ученикам притчу о богаче и нищем Лазаре. В этой притче повествуется, что жил некий богач, который одевался в дорогие одежды и пировал изо дня в день. И был некий нищий Лазарь, который мечтал насытиться хотя бы крошками, падающими со стола богача. Только псы приходили и лизали струпья с гноящихся ран Лазаря. Умер богач, и похоронили его, умер Лазарь и был взят ангелами Божиими на Небо в лоно Авраамово. В аде, будучи в муках, богач издалека увидев Авраама и Лазаря взмолился к первому, чтобы он умилосердился над ним и послал к нему Лазаря с просьбой: да омочит перст руки своя в воде и прохладит язык его, ибо он страшно мучается в пламени сем. Авраам отказывает ему, говоря, что тот уже получил доброе в жизни своей, а Лазарь злое, теперь он страдает, а Лазарь утешается. Более того, между ними утверждена великая пропасть. Так, что ни он не может к ним прийти, ни они к нему. Богач вновь обращается к Аврааму, чтобы тогда тот послал Лазаря в дом отца его, ибо он имеет пять братьев и Лазарь бы засвидетельствовал им, и они не попали в то место мучения, в котором он оказался. Авраам отвечает ему, что у них есть Моисей и пророки, пусть их слушают. Богач перечит: нет, но если кто из мертвых придет, то покаются. Авраам оканчивает беседу: «если Моисея и пророков не послушают, то если кто и из мертвых воскреснет, не поверят».

Главная идея этой притчи заключается в том, что всем нам рано или поздно, на какой бы мы ступеньке социальной лестницы не стояли, надлежит умереть. Это удел всех рожденных на земле. Будь ты богатый или бедный, а все равно черта у всех одна - черта смерти. За чертой же участь посмертная у всех разная, как, впрочем, и жизнь здесь, на земле, ещё будучи в теле, у нас разная. Кто-то здесь в этой земной жизни пребывает в достатке, некоторые даже в избытке, переходящем в роскошь, другие имеют нужду, среди которых есть те, кто в чрезвычайной и постоянной нужде, это нищие. И так может случиться, что жизнь после смерти окажется для нас совершенной противоположностью тому бытию, которое у нас было при этой жизни - жизни временной. Как в этой притче: умер богач (он благоденствовал) и оказался в аду, умер Лазарь (жестоко страдал) и отнесен был ангелами на лоно Авраамово, то есть в место покоя.

Очень важно для всех нас понимание причины, по которой богач наследовал ад. Она указана в притче словами Авраама: «ты уже получил доброе твое в жизни твоей», а, получая доброе, богач жил в беспечности о своей душе, попирая заповеди Божии. Это видно из просьбы его к Аврааму помочь спасти от злой участи, которую он получил, его братьев. На что Авраам отвечает, что у них есть закон Моисеев и пророки. То есть если бы богач при жизни исполнял заповеди Божии, то и он бы не наследовал тот ужас и скорбь, которую получил. Окаменелостью же своего сердца, немилосердием по отношению к бедному Лазарю богач окончательно отверг милость Бога по отношению к себе. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Прит. 19:17) - говорит Священное Писание.

Поэтому сегодня хочется обратить ваше особенное внимание на это самое милосердие, милосердие, которым умилостивляется Бог. Обратить ваше внимание на ту добродетель, которая способна покрыть множество грехов человеческих, изменить его, обратить к Богу и быть крепким залогом наследия селения праведных. Как пишет св. Иоанн Златоуст: «Различен милования образ и широка заповедь сия». То есть то, каким образом мы можем помочь ближнему, имеет весьма большое разнообразие. Главное помочь ближнему в том, в чем он нуждается сейчас, в данный момент, а не в том, что мы себе придумали. Если человек алчет и жаждет, то нужно его накормить и напоить, а не лечить наставлениями как должно и правильно жить. Духовная милостыня тоже нужна: утешить, дать добрый совет, уберечь от дурного поступка это все нужно, но должно быть к месту, не искажая главной сути добродетели - любви и сострадания к ближнему.

Пусть милостыня ваша будет тайной, чтобы никто кроме вас не знал о ваших делах, ибо если хотите от Бога, а не от расхваливающих вас людей получить благодарность, то сокройте от чужих глаз и ушей ваши добрые дела. « У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 1–4) - говорит Господь. Будьте рассудительны в милостыне. То, чем ты жертвуешь ближнему, принадлежит тебе, и тебе принадлежит право понимать, что ты делаешь, хорошо это или плохо? «…да запотеет в руке твоей, пока узнаешь кому дать» учат апостолы в раннехристианском памятнике книге Дидахе. Василий Великий пишет по сему случаю так: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности».

Дорогие братья и сестры, оглянитесь вокруг, и вы наверняка увидите рядом с вами тех кто по той или иной причине оказался в нужде или в беде. Это могут быть сотрудники по работе, соседи в подъезде, знакомые знакомых или вообще незнакомые нам люди по неизреченным судьбам Божиим с которыми пересеклись наши пути. Не важно почему с ними это случилось, важно то, что вы находитесь рядом, и, возможно, имеете способ помочь вашему ближнему. Эта милостыня нужна и вам, чтобы не окаменело ваше сердце, а огрубев, перестало быть способным любить. Без любви и здесь, на земле, невыносимо жить, а там, в вечности - и подавно, ибо Бог есть Любовь и Царство Его это Море, это Океан Любви. Ты сам, человек, по своей собственной жестокосердности не сможешь окунуться и возблаженствовать в этом Океане, потому что захлебнешься, так и не научившись здесь, на земле, любить.

За каждой Божественной литургией мы слышим на пении блаженных слова Господа, обращенные к нам, христианам: «Блаженны милостивии, яко тии помиловани будут». И пусть эти слова всегда для нас будут тем руководством, с помощью которого мы выстраиваем наши отношения с ближними. Как вы поступаете, так поступят и с вами, в этом духовный закон. Аминь.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь