Новости

03.04.2016

Проповедь в Неделю Крестопоклонную иеромонаха Венедикта (Рыжова)

о. Венедикт (Рыжов).jpg«Отцы и братия! Сегодняшняя воскресная служба и вся неделя - Крестопоклонная. Перед вами лежит Крест, на котором Распятие Христово. Крест этот украшен цветами и насыщен благовониями. Так было не всегда. Крест, который нёс на Голгофу Христос, и который Он пронёс всю Свою жизнь был совсем не цветами украшен и был без благовоний, и был тяжёлым не в килограммах, а был тяжёлым в страданиях, был жёстким и жестоким. Мир распял Бога, мир, в который Он пришёл. И этот Крест мы с вами целуем. В Евангелие, которое мы с вами сегодня читаем, Христос предлагает всем Своим последователям, которые хотят за Ним идти взять крест свой на себя. У каждого из нас есть свой крест, который мы несём через всю свою жизнь. Наши кресты тоже, наверное, не обложены цветочками, хотя каждому из нас хочется, чтобы наши кресты были и лёгкими, и приятными, и красивыми. Но в своё время за наши кресты мы, наверное, получим и цветы, и радость вечную в Царствие Небесном, если пронесём кресты свои до конца, следуя за Христом, ибо сказано: кто хочет идти по Мне, возьми крест свой, отвержись себя.

Отвергнуться себя предлагает нам Христос. Что значит – отвергнуть себя? Мы же не можем себя никуда деть, мы есть мы, но отвергнуть себя означает отвергнуть свою волю, часто неправильную, свою правду человеческую, которая часто просто сопротивляется правде Божией, отвергнуть своё самолюбие, свою гордыню, которой мы пропитались. Отвергнуть всё это человеку очень трудно. Если бы мы только смогли это сделать, мы бы уже и здесь, на земле, получили блаженства. И всё-таки Господь призывает нас к ношению нашего креста и обещает нам за это вечную радость и вечную жизнь.

Как мы слышим эти призывы Господни? Господь же постоянно, с момента сотворения человека, стал с ним говорить и давал ему заповеди. Первым людям дал заповедь даже с предупреждением, что за нарушение заповеди смертью умрёшь. Люди не послушали, всё равно нарушили эту заповедь Божию о запрете. Потом Господь выбрал свой народ любимый – еврейский, и дал ему завет через Моисея, в котором тоже были установлены заповеди. И сказал Господь, что если исполнят евреи этот закон, то всё у них будет в изобилии, будут жить на земле, как в раю, а не исполнят – меч их пожрёт. Люди поклялись Богу на Синае в соблюдении закона, но продолжили жить по своей воле. Не услышали люди… Тогда Господь Бог Сам пришёл к нам и не стал нас пугать наказанием за нарушение заповедей, которые нам давал, Он дал нам заповеди блаженства. Если мы, люди, не боимся даже наказания смертью и нарушаем заповеди Божии, то Господь сказал, как нам получить блаженства: блаженны нищие духом. Услышали люди это слово Господне? Нет. Где найдёшь нищего духом? Никто из нас не считаем себя нищим духом. Господь сказал - блаженны кроткие. А когда мы бывает кроткие? Только когда спим, наверное, а скажи нам слово против, как сразу наша кротость исчезнет. Господь сказал - блаженны чистые сердцем. Кто из нас скажет, что он чист сердцем? Кто в сердце своём не чувствовал всяких ползающих гадов? Господь сказал - блаженны милостивые. Когда мы бывает милостивыми и к кому? К тем, кто нас любит. А Господь говорил быть милостивыми и к врагам, и творящими нам напасть, и проклинающим нас. К ним надо быть милостивыми, за них молиться, тогда мы становимся последователями Христа. То есть, говоря о том, что мы получим блаженства, если сохраним заповеди Божии, Господь имел ввиду всё то же предупреждение нам, людям. Предупреждает нас Господь заповедями – не делайте этого, потому что это вредит вам, не делайте этого, потому что это вас убивает, не нарушайте заповедей, потому что этим вы умираете. Заповедь Божия – это не Уголовный кодекс: ограбил банк, получил 10 лет, у Бога всё не так. Бог желает нашего спасения и предупреждает нас, что если мы будем делать запрещённое заповедями, то повредим своей душе, душе, предназначенной для вечной радостной жизни. Куда мы торопимся, нарушая эти заповеди, забывая часто эти заповеди? Ведь как мы слушаем Евангелие в церкви? Мы прослушиваем его. Совершенно разные вещи: прослушать то, что читают и услышать то, что читают. Слушаем мы ушами, а слышим – сердцем. Если сердцем не услышим, то получится так, словно в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Слушая многое из Евангелия, из святых отцов мы любим и много своего добавлять. Есть такой рассказ, в котором доктор, наблюдая за пациентами, сделал такой вывод: мужику безграмотному от болезни надо дать порошок обязательно горький, мужик верит, что эта горечь имеет какую-то силу, сладкий порошок он пить не будет. Купец поверит, что тот же самый порошок хороший, только если заплатит за него высокую цену, дешёвый порошок ему не нужен. Если дать этот же порошок какой-нибудь высокосветской даме, то нужно, чтобы этот порошок был в золотистой бумажке, чтобы она выпила его из серебряной ложечки и запила его из хрустального стаканчика, тогда дама поверит, что лекарство ей поможет. Хотя в каждом случае лекарство одно и то же, но принятие лекарства всегда обставляется людьми какими-то особыми обстоятельствами. Это ведёт нас и ко многим заблуждениям, которые мы прибавляем к заповедям Христовым, или учению Церкви, или к учению святых отцов. Прибавляя какие-то свои соображения, очень легко можно впасть в перлесть, в ошибки. Например, простая вещь: последние будут первыми, сказано в Евангелии Христом, а первые будут последними. Есть даже такие люди, которые могут чуть ли не подраться, чтобы последними подойти ко кресту, считая, что какая-то особая благодать будет пребывать на том человеке, или будто бы кто последний подошёл ко кресту, то из-за этого в Царствие Небесном непременно окажется первым. Ещё мы читаем в Евангелии как мытарь зашёл в храм помолиться, встал у дверей и бил себя в грудь и молился. И у нас много людей заходят в храмы и теснятся у дверей, не потому, что они каются перед Богом и просят Его быть милостивым, а просто не знают, что делать. И у дверей всегда столпится множество прихожан, и они друг друга давят, хотя никакой разницы нет в каком именно месте стоять в храме. Дело не в том, где стоять, а дело в том, с чем ты пришёл в храм и как ты стоишь. Поэтому нарушение заповедей Божиих – это даже не грех, это последствие нашего греха. Богословы говорят, что грех рождается оттого, что мы отпадаем от Бога своей суетой, своими помыслами… Мы сначала отходим от Бога, а потом впадаем в грех. Если мы чувствуем свою связь с Богом, мы не так впадаем в грех, Господь нас как бы поддерживает, но как только мы от Бога отходим, так мы теряем эту связь и впадаем в грех. В хаме идёт Литургия, мы Причащаемся, потом слушаем проповедь, и служба после Причастия продолжается, ещё вас благословляют, ещё читают благодарственные молитвы, в это время надо бы ещё всем стоять со вниманием, тем более, что вы уже причастились, Бога в себя приняли. Зачем ненужными словами, ненужными разговорами расходиться с Богом? Сохраните в себе благодать Причастия и прихода к себе Господа молчанием хотя бы до вчера, не осуждением, тишиной, миром, уединением если можете. Поживите хотя бы день в этом радостном состоянии Причастия и соединения с Богом. Мы же христиане, мы малое стадо, Христос нам обещает вечную благодатную жизнь, почему мы так холодно к этому относимся? В храме наш Бог, здесь наш мир, здесь наша вера, мы не от мира сего, как сказал Господь, у нас должны быть другие мысли, другие чувства, другие слова. А чем мы отличаемся от мира? Ничем, потому что так же думаем, как нам лучше устроиться в жизни. Нужно за всё в своей жизни благодарить Бога, тогда мы понесём свой крест легко, и когда Господь с нас снимет этот крест, мы пойдём в Царствие Небесное. Нам, христианам, надо полюбить смерть. Пока мы не умерли, мы крутимся в этой жизни, в этом мире, а по смерти мы увидим всё как есть: и себя и Бога. Но нужно подготовиться к переходу в том мир и мы приходим в Церковь, чтобы приготовить свою душу, побыть хоть немного с Богом. Не отгоняйте от себя благодать Божию, побольше молчите и не только в храме, но и в мире. Это вам поможет. И мысли будут лучше и чувства.

Всем вам я желаю нести свой крест терпеливо, потому что Бог помогает тому, кто несёт свой крест с терпением, без помощи Божией мы не можем ничего. И не забывайте, что вы - христиане. Аминь».

3 апреля 2016 г., храм прп. Кирилла.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь