Новости

07.03.2016

Проповедь иеромонаха Венедикта (Рыжова) 6 марта 2016 г. в Неделю мясопустную, о Страшном Суде в храме прп. Кирилла Белозерского

Иеромонах Венедикт (Рыжов).jpgСегодня на Литургии читалось Евангелие о Страшном Суде. Вчера на вечерней службе тоже читался канон о том, как душа наша на суде будет стоять перед Богом, и как она себя будет чувствовать.

Мы исповедуемся в своих грехах, но во время исповеди у нас ещё есть возможность объяснить, почему мы согрешили, оправдаться как-то перед самими собой, не перед Богом. Мы много говорим о своих грехах и приводим причины своих грехов. На Страшном же Суде не будет у нас возможности объяснять почему мы согрешили, потому что Бог видит каждое мгновение нашей жизни, знает нас насквозь какие мы есть и объяснять почему мы совершили тот или иной поступок Богу будет не нужно, Он всё знает.

В подготовке к этому Страшному Суду, который будет по Писанию, по неложному слову Божию хочу вам сказать словами преподобного Симеона Нового Богослова, который объясняет нам многое в состоянии нашем  душевном то, чего мы может и не понимаем. Мы, люди, многое чувствуем. Мы можем многого не знать из того, что написано, но чувствовать мы можем все. Мы понимаем, что есть душа, которая не просто читает книжки или запоминает правило, но чувствует.

В преддверии Великого поста и в подготовке к Страшному Суду, который ждёт всех нас, преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что наши добрые дела, которые мы делаем, только тогда являются добрыми, если мы делаем их не для того, чтобы угодить Богу, Богу от нас ничего не надо, Бог имеет всё, что Ему нужно, и Богу нужно от нас только чистое наше сердце, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит. Если мы ради каких-то других целей совершаем добрые наши дела, то эти дела просто пропадают, остаются втуне. Преподобный Симеон говорит и о посте, который к нам приближается: кто совершает посты и молитвы пусть не смотрит на дни своего пощения и на труд бдения и молитвы своей, или на количество молитв, и не смотрит на то, как много он сделал добрых дел, или как долго не спал, или стоял на молитве, или сколько дней постился, а о том одном помышляет - принято ли это всё Богом. Если приняты дела и молитвы наши, то будет послана этому человеку Божественная благодать, а когда получит благодать Божию человек, то найдёт себя сокрушенным, смиренным, себе внимающем, умиленным и кающимся о всех худых делах своих, какие совершил прежде. Если приняты будут наши молитвы Богом и дела наши, сделанные от чистого сердца ради самого добра, а не ради посторонних причин, тогда человек начинает изменяться и тогда посредством такого устроения внутри самого себя познаёт он как велика немощь его и как непотребны и срамны грехи его, сознавая, что одним неразумным животным такие поступки свойственны, душе же разумной непристойны и далеки от человека. Преподобный Симеон говорит, что когда человек заглянет в себя, то увидит как многи грехи его и как постыдны. Постыдны, потому что мы иногда грешим, забывая что мы делаем или не понимая этого. Хотя редко бывает, чтобы мы не понимали грехов наших. Потом мы начинаем жалеть, раскаиваемся и исповедуемся, и плачем, но в грехах наших много постыдного. Потому грех так и осуждается, что он человека превращает как бы в скота. Ещё Давид сказал: «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48:13). Человек, бывший в такой чести у Бога уподобился скотам. Наши грехи принижают наше человеческое достоинство и если мы нормальные люди, то мы, зная, что мы грешные, уже не будем держать высоко голову или осуждать других. А мы часто и сами грешим и других осуждаем, но мы же знаем какие мы есть нечистые. И даже когда совершаем исповедь, то это только малая часть того, что в нас есть, разве можно рассказать свою жизнь на исповеди за 2-3 минуты? Конечно нет. Мы стараемся говорить главное, но в этом главном преобладает перечисление греховных поступков, а не причин, живущих в нашей душе, которые нас к этим греховным поступкам влекут, тянут. Пришедши в такое чувство, узнавши какие мы есть и как постыдны наши грехи, и познавших, что таковы именно грехи души, душа начинает ненавидеть их и отвращается от них как от вещей достойных всякой ненависти и отвращения. И это есть настоящий дух спасения. Вот когда мы не только перечислим наши грехи, но когда мы свои грехи возненавидим и отвратимся от них душой своей, поймём, что нельзя так дальше жить, тогда мы с вами становимся на путь спасения. А кто не знает себя, и не чувствует в каком горестном он находится состоянии, у того попусту пропадут и молитвы, и посты, и милостыни, ибо жертвы Богу приятные есть только дух сокрушен и только за такую жертву подаётся отпущение грехов, для такой жертвы бывает  пост и молитва и всё, что делает человек ради своего спасения. Вот таинство христианской жизни и вот как должен поступать всякий христианин. Посты, молитвы, произвольная нищета и всё прочее должен он делать для того, чтобы соединиться с Богом, ибо в соединении с Богом только и есть спасение нашей души. Кто с Богом – тот спасён.

Сейчас у многих людей есть проблема в рассеяности на молитве, часто в этом исповедуются. Нам кажется, что мы молимся долго, молитвословы большие, молитвы длинные, а времени так мало и мы часто читаем молитвы и рассеиваемся умом. Преподобный Симеон объясняет, что душа с Богом соединившаяся бывает кротка и смиренна, и когда молится, помышляет, что стоит перед лицом Бога и не позволяет уму блуждать туда и сюда, так что душа, которая не в таком находит состоянии  ещё с Богом не подружилась, ещё находится под властью дьявола, хотя и молитву читает и псалмы поёт. Итак, надлежит, чтобы душа пред молитвой и пением псалмов паче и прежде всего искала дружбы с Богом, если же она не содружена с Богом и не ищет такого содружения, то каким бы другим способом спасения себе чаять не может.

Преподобными отцами написано очень много книг, столько, что нам все их и не прочитать, но это не значит, что мы не спасёмся, если не прочитаем всё о нашем спасении. Спасают не книги и даже не преподобные, спасает человека только Бог по своей милости, а не наши дела спасают нас. Все мы грешные, безобразные, потерявшие во многом может быть даже образ и подобие Божие, но не до конца. У нас есть возможность вернуться в этот образ и подобие Божие и мы возложим всё упование на Бога и перестанем себя жалеть и лениться, и будем трудиться ради спасения своей души. Даром спасение не даётся. Всем хочется спастись. Кому хочется на Страшном Суде услышать: «Иди в огонь вечный вместе с бесами!»? Никому не хочется. Будем верить в Бога нашего, будем стараться жить чище, будем надеяться на милость Бога и благословит всех нас Господь попасть в Царствие Небесное! Аминь.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь