Новости

18.01.2016

Правда ли, что вся вода из-под крана в праздник Крещения Господня становится святой, крещенской?

Мы публикуем интервью с игуменом Игнатием (Молчановым) о крещенской воде, которое он дал специально для вас, уважаемые читатели, будучи ещё наместником Кирилло-Белозерского монастыря.

- Многие считают, что вся вода из-под крана в праздник Крещения Господня становится святой, крещенской. Очень любопытный вопрос. Для всех ленивых такая информация просто бальзам на душу, ведь можно и в храм на службу не ходить, а как на самом деле?

- Конечно, в этот день освящается всё «водное естество», как пишут святые отцы, но, прежде всего, необходимо отметить, что праздник Крещения Господня, как и вообще, все церковные праздники - это не просто воспоминание определённого события из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, но и наше действенное участие в этом событии, возможное только в церковном богослужении. Потому те люди, которые не пойдут в этот день на праздничную службу, смогут, конечно, набрать крещенской воды из любого водоёма, но стать соучастниками домостроительства своего собственного спасения они не смогут.

- Почему недостаточно однажды освятить все водные источники, а необходимо каждый год повторять этот обряд?

- Освящение водных источников – немаловажная особенность этого праздника. Этот обряд необходимо повторять каждый год по той причине, что из-за повреждённости грехом Божиего творения: как человека, так и всей природы, мы не можем сохранить благодать Божию, которую получаем в таинствах Церкви, приобщаемся в наших молитвах, священнодействиях, например, осенении себя крестным знамением. А вместе с нами эту благодать утрачивает и окружающий нас мир. Можно так сказать, что в каком-то смысле  человечество оскверняет грехами землю, и если в прежние времена это выражение казалось преувеличением, то сейчас можно наблюдать зримое его проявление: загрязнению и порче подверглись земля, вода и воздух, которые нас окружают. Если бы кто-нибудь лет 20 назад  сказал, что обыкновенную воду будут покупать в магазинах, его подняли бы на смех как фантазёра, а теперь это наша действительность, и кто знает: не станут ли в будущем продавать воздух? Почему же эта беда с нами случилась? Ответ очевиден любому здравомыслящему человеку, которого мы видим в образе профессора Преображенского из фильма «Собачье сердце», который произносит замечательную фразу: «Разруха не в клозетах, а в головах». Конечно, сейчас нет такого разорения как в годы гражданской войны, но очевидно, что причина повреждения окружающего нас мира кроется в нас самих, в наших головах. Можно привести самый простой пример: выпил человек на улице банку пива или у него в руках осталась обёртка от чего-либо съестного, а лукавый помысел говорит ему: «зачем нести тебе этот мусор целых 200 метров до ближайшей урны? Ты будешь выглядеть смешно, брось эту банку прямо на тротуар!» - и человек подчиняется этому внушению. Конечно - это мелочь, но из мелочей складывается жизнь человека. А дальше – больше: вот владелец крупного предприятия, ему помысел сребролюбия говорит: зачем тебе строить дорогие очистные сооружения стоимостью десятки миллионов рублей, сделай что-нибудь попроще и дай взятку чиновнику пару миллионов, и всё у тебя будет хорошо. Человек слушает этот помысел, и вот уже мы имеем грязные реки и отравленный воздух. Все эти негативные изменения накапливаются из года в год и ситуация становится всё хуже. Впрочем, мы видим, что вся природа – Божие творение- оказывается весьма выносливой по отношению к воздействию человека. Стоит цивилизации где-то немного отступить, и в этом месте постепенно восстанавливается баланс природных сил: через асфальт пробивается зелёный росток.

Церковь поэтому занимается прежде всего исправлением сознания человека, пробуждением его совести, так как именно в этом корень проблемы. Но в исцелении нанесённых ей язв нуждается также и окружающая нас природа. Конечно, после совершения Чина великого освящения воды на наших водоёмах  качество этой самой воды вряд ли сильно улучшится, но очевидно, что воздействие это будет благотворным и может быть вода быстрее будет восстанавливать свои положительные свойства. Таким образом, в праздник Крещения Господь Своею благодатию воздействует как на неразумную часть Своего творения – неживую природу, так и на разумную его часть – человека, созданного по Его образу и подобию.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь