Новости

28.07.2015

28 июля – день памяти святого равноапостольного князя Владимира

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Роспись собора Святого Владимира в Киеве..jpg

В этом году православные христиане молитвенно вспоминают 1000-летие преставления ко Господу святого равноапостольного великого князя Владимира, принесшего свет Христовой веры на Русь. Как отмечал Святейший Патриарх Кирилл, «крещение Руси знаменовало собой масштабный цивилизационный поворот в историческом пути русского государства. Значимость этого события нашей истории, несмотря на множество «пробелов» и спорных вопросов, не вызывает разногласий в обществе».

«Этот праздник русский можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута девятисотлетняя палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского» - сказал Святитель Николай (Велимирович) о святом Владимире на праздновании дня святого Владимира 28 июля 1932 года в Белграде.

Современный человек, всё глубже погружающийся в беспрерывно ускоряющийся ритм жизни, где преобладают новые технологии, а информационный поток заставляет людей пресыщаться разнообразной информацией, забывая о смысле существования, может предполагать, что религия обедняет человеческую душу. Религию, подчас, считают пережитком. Напротив, именно вера в Бога возвращает человеческое достоинство, дает человеку нравственные силы осуществлять свое разумное служение людям, препятствует поклонению греху и пороку.

Читая жизнеописание святого князя Владимира, мы видим, что он последовательно отверг как талмудический иудаизм с магометанством, так и латинство, окончательно отпавшее от Православия в XI веке. Из самого текста видно, что для князя Владимира, быть может, еще не разбиравшегося в богословских тонкостях, большое значение имел эстетический фактор. Посланные князем Владимиром в Константинополь гонцы были покорены богослужением в великой Софии, ибо посланцы не знали, где они находились: на земле или на небе. Их выразительный рассказ о великолепии храма, о красоте пения, о пышности самой службы, предрешил выбор прозорливого князя в пользу византийского православия.

Икона Страшного Суда, принесенная греками в Киев с объяснением конечных судеб человечества, евангельская нагорная проповедь и возвещенные Христом шесть дел христианского милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, странника ввести в дом, посетить болящего, навестить заключенного — нашли отклик в сердце киевского правителя.

Один из классиков отечественной исторической мысли – Николай Иванович Костомаров в своих трудах пишет: «Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу. Этот переворот совершён Владимиром, получившим наименование Святого, человеком великим по своему времени… Владимир крестился (в 988 году) и в то же время вступил в брак с греческою царевною Анной, сестрою императоров Василия и Константина. Крещение его, по всем вероятиям, происходило в Корсунии или Херсоне, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; и оттуда Владимир привёз в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ… Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так называемую «Десятинную», названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства её десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперёд от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже показывает во Владимире истинно великого человека: он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начал новой жизни, которые хотел привить своему полудикому народу; и проводил своё намерение, несмотря на встречаемые затруднения…».

Православная Церковь прославляет святого князя Владимира в чине, равном апостолам именно потому, что он является родоначальником и духовным отцом русского народа. Его молитва, произнесенная над берегами Днепра во время массового крещения киевлян, явила свое действие и в последующих веках. Мы являемся православным народом, восходящим к Святой Руси, и заслуга в этом принадлежит преимущественно святому равноапостольному князю Владимиру, память которого мы совершали и будем совершать с благодарностью к нему как к нашему отцу по духу.


Возврат к списку

Кирилло-Белозерский монастырь