Библиотека

История восстановления раки // Новая жизнь № 27, № 28 от 8 июля 2022 г., от 15 июля 2022 г.

История восстановления раки // Новая жизнь № 27, № 28 от 8 июля 2022 г., от 15 июля 2022 г.

В этом году 22 июня в торжествах по случаю престольного праздника Кирилло-Белозерского монастыря принял участие митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл – глава Татарстанской митрополии.

Именно владыка Кирилл был инициатором придания раке над мощами преподобного Кирилла Чудотворца того вида, который она имела в середине XVII века. Доподлинно неизвестно, как первоначально выглядело место захоронения преподобного Кирилла, но имеется сообщение историка монастыря Н.К. Никольского: «Сохранилось лишь известие о гробнице преподобного, что в XV столетии над мощами его была устроена рака, к которой прикладывались богомольцы и которая в первой половине XVI в. именовалась уже «гробницею». Вероятно, она была крытою в виде часовни или же находилась в паперти, прилегавшей к Успенской церкви. Ещё до 1585 г., когда на гробнице свят. Кирилла была построена церковь, на раку его возлагались покровы, а Грозный с 1567 года велел выдавать в монастырь ежегодно по два пуда воску для возжения на ней в течение целого года двух свечей». Также есть записи Н.К. Никольского о том, что между 1515–1520 годами инок Иосифо-Волоколамской обители при посещении Кириллова монастыря «прииде въ гробницу святаго великаго чюдотворца Кирилла, идеже лежитъ честное и святое тело его».

Рака над мощами преподобного Кирилла Белозерского. Фото С. Прокудина-Горского. 1912 год..jpgОбычай возводить придельные церкви над гробом основателя монастыря получил распространение лишь в конце XVI века, поэтому устройство гробницы над могилой преподобного Кирилла вполне отвечало представлениям своего времени о том, как следует чтить память преподобного. К 1601 году надгробие выглядело так: «В церковь вшед, на левой стороне, в гробнице каменной чудотворец Кирил. А на гробнице покров отлас поласат шелк бел да голуб. На гробнице же покров камка голуба, а на нем вышит образ чюдотворца Кирила, венец шит золотом, а ризы шолком багровым, по полям у покрова шито золотом трепарь да кондак. На гробнице же покров бархат чорн гладкой, а на нем крест тафта червчета…» В 1643 году на средства боярина Фёдора Ивановича Шереметева (видного государственного деятеля эпохи царствования Михаила Фёдоровича), который принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре в 1645 году под именем Феодосия, над мощами была сооружена кипарисовая рака, украшенная позолоченными серебряными клеймами с изображением сцен жития, погребения и чудес преподобного, а также венцом с драгоценными камнями. Также сохранилась информация, указанная архимандритом Варлаамом, что прежде Шереметева на раку преподобного Кирилла 1000 рублей пожертвовал Иван Иванович Хабаров, умерший в 1565 году. В 1757 году над ракой была установлена медная сень, в 1804 году – серебряная. В документальном свидетельстве о раке – рукописи середины XVII века – содержится описание церкви Кирилла: «В церкви чудотворца Кирила над гробомъ ево чудотворца Кирила рака серебряна чеканная золочена в венце пять камней два изумруда два яхонта лазоревы да лалъ в гнездех повере строением гдрва болярина Феодора Ивановича Шереметева около раки решетка медная».

Крышка раки преподобного Кирилла после реставрации, находящаяся в Серебряной палате Московского кремля..jpgТрадиция создания скульптурных горельефных изображений святых из драгоценных металлов восходит ко второй половине XV века. Фрагменты раки преподобного Кирилла Белозерского сохранились в фондах музеев Московского Кремля: крышка на раку, которая была отреставрирована, и серебряные, золочёные, с чеканным травным орнаментом, значительные по размеру и весу (более 18 кг) детали убора на раку, которые состояли «из четырёх коротких и восьми длинных прямоугольных полос с полей рамы, шести полос фигурной формы, составляющих фон изображения, четырёх прямоугольных полос с чеканной надписью вязью по канфаренному фону и четырёх больших овальных выпуклых клейм с чеканным текстом жития».

Рака преподобного Кирилла относится к числу очень редких памятников церковного искусства. До наших дней сохранились лишь две крышки рак первой половины XVII века: царевича Дмитрия в собрании музеев Кремля и преподобного Александра Свирского в Русском музее. В январе 1974 года все фрагменты раки преподобного Кирилла Белозерского были представлены на Реставрационный совет, который принял решение о восстановлении верхней крышки раки преподобного Кирилла. Работа была поручена реставраторам музеев Московского Кремля В.М. Германюку, Н.И. Долгову и А.Б. Наумову. В реконструкции раки преподобного Кирилла из отдельных деталей были использованы архивные документы, относящиеся ко времени создания раки и хранящиеся в Центральном государственном архиве древних актов. При реставрации раки удалось установить дату её создания – 1643 год и имя вкладчика – Фёдор Иванович Шереметев. Рака преподобного Кирилла Белозерского стала впоследствии главной ценностью монастыря. Исследователи склонны считать, что она была изготовлена в Серебряной палате Московского Кремля мастерами высшего уровня.

Теперь же обратимся к новейшей истории Кирилло-Белозерского монастыря. Указом президента РФ от 2 апреля 1997 года Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия. «Малый» Иоанновский монастырь передан в бессрочное пользование Русской православной церкви. В том же году над могилой преподобного Кирилла была установлена дубовая резная рака. В 1998 году восстановлено регулярное богослужение на территории бывшего монастыря, Кирилловская церковь передана Вологодской епархии. 6 октября 1998 года на территории Иоанновского монастыря была открыта мужская обитель. Таким образом, мы видим, что в 1997 году рака была спроектирована и установлена над местом захоронения преподобного Кирилла Белозерского. К слову сказать, эта рака ныне находится в Нило-Сорской пустыни, куда была передана после образования там мужского монастыря и установлена над предполагаемым местом захоронения преподобного Нила Сорского – в соборе Тихвинской иконы Божией Матери.

Игумен Игнатий (Молчанов) и игумен Дионисий (Воздвиженский).jpgА теперь обратимся к процессу создания раки над мощами преподобного Кирилла Белозерского, которая имеется в Кирилловском храме ныне. Игумен Игнатий (Молчанов), который был наместником Кирилло-Белозерского монастыря (а ныне является игуменом Павло-Обнорского монастыря в Грязовецком районе), рассказал, что на момент приезда в монастырь владыки Кирилла с визитом для поклонения своему небесному покровителю рака над мощами преподобного Кирилла Белозерского была деревянной (о чём мы уже рассказали ранее). Владыка Кирилл просил у владыки Максимилиана (Лазаренко), который тогда был архиепископом Вологодским и Великоустюжским, разрешения внести вклад на украшение раки и стал инициатором процесса её воссоздания. Договорённость в этом вопросе была достигнута, и митрополит Максимилиан благословил игумена Игнатия и игумена Дионисия (Воздвиженского), который в то время являлся председателем епархиальной комиссии по церковному искусству, строительству и реставрации, на это сложное, но благое дело.

«Была проделана колоссальная работа, – рассказывает игумен Игнатий. – Прежде всего предстояло найти мастеров и информацию, которая бы послужила основой для воссоздания раки. Были найдены и использованы фотографии Сергея Прокудина-Горского и сохранившиеся фрагменты раки, хранящиеся в фондах музеев Московского Кремля, а также материалы, предоставленные Кирилло-Белозерским музеем-заповедником. Самой сложной частью работы было восстановление восьми клейм, располагавшихся на боковых гранях раки, из которых четыре было лицевых, содержавших сюжетные изображения, и четыре – текстовых. Однако информация не обо всех четырёх лицевых клеймах дошла до наших дней, а на сохранившихся фотографиях можно было увидеть лишь часть раки – вид из храма преподобного Кирилла. Таким образом, были полностью скопированы два лицевые клейма, изображающие явление Божией Матери преподобному Кириллу и чудо воскресения монаха Долмата для принятия Святых Христовых Тайн. Четыре текстовых клейма, которые сохранились в запасных фондах музеев Московского Кремля, удалось сфотографировать в высоком разрешении и по фотографиям сделать точные копии. Как выяснилось, три текстовых клейма располагались на раке в хронологической последовательности, описывая житие преподобного Кирилла, а четвёртое кратко повторяло содержание трёх предыдущих».

Игумен Спасо-Каменного монастыря отец Дионисий (Воздвиженский) рассказал следующее: «Отправной точкой, основой для изготовления раки послужила икона преподобного Кирилла, которая являлась крышкой раки. Эта икона была изготовлена ранее в иконописной школе Московской духовной академии и уже имелась на раке. Икона была украшена басмой трудами Анатолия Николаевича Елизарова. И, уже используя эту икону, мы стали изготавливать под неё раку. Проект раки был разработан на основе сохранившихся дореволюционных фотографий Сергея Прокудина-Горского. По этим снимкам определяли сюжеты лицевых клейм. Также было известно, что сохранилось чеканное серебряное изображение преподобного Кирилла Белозерского в фондах музеев Московского Кремля. Стилистика этих изображений легла в основу разработки лицевых клейм для раки. Сложность заключалась в том, что не сохранилось никаких снимков или чертежей, которые бы помогли восстановить изображения на клеймах, расположенных со стороны Успенского собора. Мы определились с изображениями, которые были на раке со стороны храма преподобного Кирилла, но додумывали сюжеты клейм на противоположной стороне. Мы изучили житийные изображения преподобного Кирилла и выбрали сюжеты для воспроизведения на раке. Обнаружилась интересная особенность оформления раки преподобного Кирилла: сочетание клейм лицевых (с сюжетными изображениями) и текстовых, что не традиционно, поскольку, как правило, были либо текстовые, либо лицевые клейма, рассказывающие о житии святого.

Мы обратились к мастерам, которые помогали восстанавливать раку преподобного Димитрия Прилуцкого, преподобного Игнатия, праведного Прокопия Устюжского. С ракой преподобного Кирилла была самая сложная, многодельная и кропотливая работа. Псковский мастер Анатолий Елизаров готовил сам проект и изготавливал лицевые клейма. Он профессионал басменного и чеканного дела. Он почил три года назад. Это была одна из последних его работ. Также привлекались специалисты из Москвы, в частности, Андрей Евгеньевич Сильванский – многопрофильный специалист: художник, проектировщик, мастер по работе с металлом, деревом, басмой. Андрей Евгеньевич выполнял ювелирную работу, связанную с архитектурной частью раки.

Лицевые клейма делались традиционным чеканным способом, как и раньше, а клейма текстовые сделаны более современным методом гальванопластики, то есть изготавливалась форма, потом производилось напыление. Эти работы выполнял Андрей Евгеньевич Сильванский. Таким образом, при изготовлении раки преподобного Кирилла мы сочетали как древние технологии, так и современные методы изготовления рельефных изображений. Рака кроме клейм украшена басмой. Басма – это вид ювелирной техники, широко распространённый в церковном искусстве, традиционный древнерусский способ декоративного украшения храмовых иконостасов и киотов. В том числе и раки часто были басменной работы. Басма подразумевает технику тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц (басменных досок) на тонких пластинах из мягкого металла. Для матриц используется более крепкий металл (например, сталь), на котором вырезается орнамент, а затем на матрицу кладётся лист более мягкого металла (серебра) и при помощи отбивания деревянным молотком пластина принимает форму того орнамента, который был на матрице. Затем эти пластины, то есть басма (либо серебряные позолоченные, либо медные посеребрённые или позолоченные), набиваются на поверхность раки.

То есть кроме лицевых и текстовых клейм вся остальная часть раки обита басмой. Басменные детали изготавливались в Спасо-Прилуцком монастыре художником Вадимом Борисовичем Сергеевым. Он много лет сотрудничает со Спасо-Прилуцким монастырём, поскольку там в своё время была басменная мастерская. А сами орнаменты для басмы были определены Анатолием Николаевичем Елизаровым. То есть изготавливалась басма, клейма, которые затем монтировались на деревянное основание раки. Тут мы работали сообща [в частности, сам отец Дионисий принимал личное участие в выбивании басмы для раки преподобного Кирилла. – Прим. авт.].

Основным материалом украшения раки стали серебро и медь: басма серебряная позолоченная, а клейма медные позолоченные. Нанесением позолоты на лицевые и текстовые клейма занималась мастер гальванических покрытий Евгения Евгеньевна Малых из Пскова, которую рекомендовал нам Анатолий Николаевич Елизаров. Работы по позолоте басмы выполнял в Вологде мастер Александр Воинов.

Весь монтаж раки осуществлялся в Спасо-Прилуцком монастыре. Раку собирали по частям по мере готовности элементов. В общей сложности работы заняли около трёх лет. Мастер Елизаров долго трудился над ракой, с перерывами, так как уже болел. Это стал его последний профессиональный труд. Можно сказать, что рака преподобного Кирилла – это творческий венец его жизни».

Здесь хотелось бы сказать несколько слов об Анатолии Николаевиче Елизарове. Он был мастер большого таланта и призвания, известный в разных регионах страны. Наиболее крупные работы в области храмового искусства выполнены художником для Псково-Печёрского монастыря, церквей Екатеринбургской, Костромской, Вологодской областей, храмов Москвы. Одна из самых известных его работ – проектирование и изготовление раки для мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево. За вклад в возрождение российских храмов художник награждён церковным орденом преподобного Андрея Рублёва III степени, а также ему присвоено звание «Заслуженный художник РФ». Как вспоминает отец Игнатий (Молчанов), лично общавшийся с ним, это был мастер высокого уровня, благочестивый человек, замечательный специалист и редкий интеллигент.

Отец Дионисий высоко оценивает итог совместной работы мастеров. Он считает важным, что рака выполнена в соответствии с традициями и канонами, без новаторства. «Каждая эпоха приносила свои веяния, – комментирует он свою точку зрения. – Например, наступала эпоха барокко – и все раки были барочного стиля; наступала эпоха классицизма – и раки выполнялись в традициях классицизма. А те раки, которые удалось сохранить, оставались нетронутыми новомодными веяниями разных течений в искусстве, бытовавших в разные временные периоды. В Кирилло-Белозерском монастыре удалось восстановить раку такой, какой её видели и в древние времена. На мой взгляд, она более соответствует преподобному Кириллу Белозерскому. А то, насколько хорошо у нас получилась эта работа, оценят уже другие поколения, но мы приложили все усилия и старания в меру своих возможностей. В работе над ракой были использованы такие технологии, благодаря которым она может сохраниться не на одно столетие и даже тысячелетие. Хочется надеяться, что рака сделана на века, если не будет каких-либо серьёзных потрясений...»

Создание таких крупных монументальных сооружений, какими являлись раки, всегда было коллективным творчеством. Так, и над новой ракой в начале 2000-х годов трудилась целая группа современных мастеров-профессионалов, которые постарались воссоздать раку, какой её видели насельники монастыря и паломники в XVII веке.

В каждую эпоху находились благочестивые люди, которые вносили вклады в монастыри и православные храмы. Чьи-то имена доходят до потомков, а чьи-то нет. То же можно сказать и о мастерах, выполняющих подчас тонкую, изящную работу и не жаждущих никакой славы. Современные мастера, которых мы назвали в рамках этой статьи, постарались воссоздать работу древних мастеров Серебряной палаты Московского Кремля. Их работа уже вошла в новейшую историю Кирилло-Белозерского монастыря.

Теперь паломники, приезжающие со всех уголков нашей страны чтобы поклониться святым мощам преподобного Кирилла Чудотворца, могут увидеть главную святыню монастыря в достойном обрамлении. Возможно, когда-нибудь над ракой преподобного Кирилла появится и сень, чтобы место упокоения святого обрело первозданный облик, который мы видим на сохранившихся уникальных фотографиях.

Мария ГОЛУБЕВА

Фото автора и предоставлены игуменом Игнатием (Молчановым)

Кирилло-Белозерский монастырь