Библиотека

"Быть здесь тяжёлый крест" Герольд Вздорнов // Памятники Отечества. Северная Фиваида. - №№ 3-4, 1993 г. Вып. 30. С 90-96

"Быть здесь тяжёлый крест" Герольд Вздорнов // Памятники Отечества. Северная Фиваида. - №№ 3-4, 1993 г. Вып. 30. С 90-96

ГЕРОЛЬД ВЗДОРНОВ

«БЫТЬ ЗДЕСЬ ТЯЖЕЛЫЙ КРЕСТ...»

ИЗ ПЕРЕПИСКИ А. И. АНИСИМОВА

И В. Т. ГЕОРГИЕВСКОГО С И. Э. ГРАБАРЕМ (1918—1919)

Впервые публикуемые письма Александра Ивановича Анисимова и Василия Тимофеевича Георгиевского рисуют нам первую — «героическую» — эпоху реставрационных работ Комиссии по охране и реставрации памятников древнерусской живописи, созданной летом 1918 года в Москве Игорем Эммануиловичем Грабарем.

До начала работ в Кириллове, Ферапонтове, Горицах и Белозерске Комиссия успела провести значительные расчистки древних икон и фресок в Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля, в Димитриевском и Успенском соборах во Владимире, в Боголюбове, Троице-Сергиевой лавре, в Звенигороде под Москвой и в Новгороде. Более того, тремя экспедициями на пароходе она обследовала все старые русские города по Москве-реке, Оке и верхней Волге. В ходе этих работ были выявлены десятки первоклассных произведений древнерусской и византийской живописи, расчищены от позднейших церковных поновлений иконы и стенописи Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.

Первая северная экспедиция во главе с А. И. Анисимовым была направлена в Кириллов осенью 1918 года и во многом имела предварительный, разведочный характер. Ее участникам предстояло выяснить состояние сохранности местных древностей, принять меры по учету предметов старины в отдельных монастырях и по возможности сделать пробные расчистки наиболее известных по старинным описям икон. Экспедиция была продолжена и в 1919 году, а затем она приобрела как бы постоянный характер. А. И. Анисимов с реставраторами П. И. Юкиным и Е. А. Домбровской наезжал сюда и в 1927 —1929 годах. Но работы осенью 1918 и весной 1919 года изобилуют, пожалуй, наиболее красочными открытиями.

В. Т. Георгиевский. Около 1910 г. Фото из архива Г. ВздорноваНесколько слов об авторах писем. Александр Иванович Анисимов подобно И. Э. Грабарю был самым активным участником реставрационных открытий в первые годы после Октябрьской революции. Заявивший о себе как исследователь древнерусского искусства еще в 1910—1914 годах, он с неослабевающей энергией трудился в этой области науки в 1918—1930 годах, пока не был арестован органами НКВД и не отправлен на Соловки, а потом на трассу Волго-Балтийского канала. Официальная справка о его расстреле в 1937 году, по всей вероятности, соответствует истине, о чем появлялись сообщения в газетах и воспоминаниях Д. С. Лихачева, опубликованных в «Нашем наследии».

Судьба другого автора, Василия Тимофеевича Георгиевского, не менее интересна. В течение долгих лет он, родом из духовной семьи в Судогде Владимирской губернии, семинарист по первоначальному образованию, служил по ведомству церковного образования и был теснейшим образом связан с клерикальными кругами императорской России.

Посещая по своим обязанностям инспектора церковно-приходских школ многочисленные старые русские города и монастыри, имея неплохой опыт работы в архивах и древлехранилищах, В. Т. Георгиевский в 1905—1906 годах посетил Ферапонтов монастырь в Новгородской губернии, где им была обнаружена роспись в соборе Рождества Богородицы, выполненная Дионисием в 1502 году. В 1911 году им была опубликована книга «Фрески Ферапонтова монастыря», снабженная не только фотографиями, но и воспроизведениями цветных копий Д. С. Стеллецкого. Именно с этого времени пошла почти всероссийская известность фресок Ферапонтова, продолжающаяся по сей день и привлекающая в его окрестности множество неравнодушных к русской культуре людей — от ученых с мировым именем до студентов и от художников до писателей и поэтов.

Появление В. Т. Георгиевского в Комиссии И. Э. Грабаря диктовалось не совсем научными интересами. Игорь Эммануилович рассчитывал скорее на административные связи В. Т. Георгиевского в церковных сферах, чтобы членам Комиссии было легче проникать в еще не закрытые монастыри, соборы и церкви, где они предполагали найти ранее никому не известные шедевры древнерусского искусства. В этом плане сотрудничество В. Т. Георгиевского оказалось особенно полезным во Владимире и Боголюбове, где он сохранял прочные связи еще с начала XX века.

В конце 1918 года В. Т. Георгиевский по семейным обстоятельствам был вынужден вернуться в Петроград, где он прежде работал в Комитете по новой иконописи. Вскоре он вернулся в Москву, но уже не был взят на работу в Комиссию и, перебиваясь случайными заработками, бедствуя, умер в декабре 1923 года. Похоронен Василий Тимофеевич Георгиевский на Даниловском кладбище. Как бы то ни было, своим изданием фресок Дионисия в Ферапонтовой монастыре В. Т. Георгиевский прочно вошел в историю отечественной науки и культуры в целом.

Письма А. И. Анисимова и В. Т. Георгиевского хранятся в отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи в фонде И. Э. Грабаря. Из этой обширной переписки мы отобрали несколько писем, раскрывающих трагизм обстановки тех лет — лет, на редкость богатых художественными открытиями.

А. И. АНИСИМОВ — И. Э. ГРАБАРЮ

Кирилло-Белозерский монастырь,

7 сентября 1918 г.1 [1 Дата по инерции (или характерной для А. И. Анисимова «старорежимности») проставлена по старому стилю. По новому, следовательно, письмо датируется 20 сентября.]

ДОРОГОЙ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ,

по приезде сюда и по устройстве всех дел я дал Вам телеграмму о благополучном начатии работ и о сообщении подробностей письмом.

Ехали мы 5 1/2 суток (впрочем, точнее 5)2 [2 Экспедиция ехала по Волге до Рыбинска, откуда по Шексне добиралась до Череповца, Гориц и Кириллова. Железнодорожный путь из-за крайней неясности политической обстановки на вологодском Севере не был доступен и безопасен].

По Волге ходит один-единственный пароход, поэтому давка была дикая и 3/4 удовольствия от езды на пароходе терялись. Стоимость проезда ужасная (...), носильщики и извозчики безжалостны (...) Продовольственный вопрос стоит здесь очень и очень остро. Нам хлеба выдают по 1/2 фунта, остальным по 1/8 (...) Словом, кирилловские дни не могут итти ни в какое сравнение с владимирскими в отношении благ питания. Не идут они в сравнение и в отношении благ погоды. Почти целыми днями лупит дождь, дует холодный-холодный ветер, а под ногами — ужасающая грязь. В довершение прелести на днях на берегу озера «публично» расстрелян бывший исправник, о чем население было оповещено листочком, настуканным на ремингтоне. Просто, коротко и ясно.

Успение Богородицы. Начало XV в. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Музей в КирилловеМестный викарий епископ Варсонофий3 [3 Настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря назначалось духовное лицо в сане епископа, бывшего одновременно викарием Новгородской епархии. О. Варсонофий (1871 —1918) получил известность как знаток старообрядчества и активный миссионер. Прибыл в Кириллов в январе 1917 года] отнесся к нам вполне любезно и разумно. На другой день по нашем приезде «Успение» Рублева было вынуто из иконостаса и перенесено в архиерейский дом и освобождено от оклада. А на третьи сутки начались работы по расчистке и проклейке. Икона, по моей квалификации, хорошей сохранности, но в различных местах прописана неоднократно и потому потребует времени4 [4 «Успение» из местного ряда иконостаса в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря приписывалось Рублеву еще в XIX веке и основные усилия реставрационной группы А. И. Анисимова были направлены на его расчистку. «Рублевская» легенда сопровождала эту икону вплоть до 80-х годов, пока реставратор О. В. Лелекова не доказала, что названное «Успение» написано в одно время с иконостасом около 1497 года.] В силу этого я был бы не против второго мастера, скажем — Горохова, если бы Вы сочли возможным его прислать (...) «Рублев» пока не вызывает во мне исключительных восторгов, хотя, конечно, икона замечательная, и техники и колорита ocoбых, индивидуальных. Так как в монастыре еще два «Успения» и тоже больших, из местного чина, то я считаю необходимым оба их «испытать», дабы узнать, каковы «не Рублевы»5 [5 «Два других «Успения» — речь идет об иконе первой половины XV века и об иконе середины XVI века, хранящихся в Кирилловском музее].

Вчера и сегодня, пока расчищенные квадраты фотографируются, Павел Иванович работает над известным «портретом» Кирилла Белозерского кисти Дионисия Глушицкого. И надо сознаться, что вещь эта, хотя и маленькая, но интереса совершенно исключительного. Если я не увлекаюсь, она носит на себе черты чего-то на самом деле наблюденного в действительности, удивительна по живописи и глубоко характерна по своей подлинной древности6 [6 Икона-портрет Кирилла Белозерского, приписываемая Дионисию Глушицкому, датируется 1424 годом. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее].

И так как сохранность ее тоже хорошая, то, по-моему, она не менее, чем Рублев, достойна цветной фотографии.

Что касается фотографирования, то теперь фиксируется каждый шаг. «Успения фотографируется детально, по квадратам, до расчистки, после расчистки, до выборки и после выборки. Так как все же иконных снимков сравнительно мало, в редкие солнечные часы (не дни!) я снимаю церкви и здания монастыря внутри и снаружи: материал для одной из будущих монографий в Вашей серии7 [7 В 1918—1919 годах И. Э. Грабарь планировал опубликовать в издательстве братьев Сабашниковых ряд монографий о старых русских городах Предполагались в частности книги о Ярославле и Новгороде и, как видно из настоящего письма о Кириллове. Проект не был осуществлен].

С епископом мы очень ладим, как я Вам и предсказывал. Кормить он нас не кормит и у себя не укладывает, но все наши начинания приветствует и не только приветствует, но добавляет еще и своими. Я предложил ему отобрать из вещей вышедших из употребления, все достойные охраны и устроить специальное древлехранилище, отдав на это половину своего большого и хорошего дома. И он отозвался очень сочувственно и кое-что мы уже начали приводить в исполнение, тем более что дому его, в противном случае, грозит захват под реальное училище. Такой же захват грозит и игуменскому дому в Ферапонтове, куда я думаю через неделю наведаться и куда епископ тоже усиленно меня приглашает. Дела здесь хватило бы не на месяц и не на два, а на год, для целой артели работников: так много здесь чудеснейших икон.

Когда Рублев будет расчищен на 3/4 и выяснятся прочие иконные богатства, я телеграфирую и тогда приезжайте. Пока же все идет как нельзя лучше и урожай ожидает нас большой.

Целую Вас крепко. Павел Иванович и Александр Владимирович8 [8 Реставратор Павел Иванович Юкин (1885-1945) был постоянным спутником А. И. Анисимова в экспедициях еще с дореволюционной поры, Александр Владимирович Лядов — фотограф Комиссии по охране и реставрации памятников древнерусской живописи] кланяются.

Ваш Ал-др Анисимов

А. И. АНИСИМОВ — И. Э. ГРАБАРЮ

Кирилло-Белозерский монастырь,

4 сентября нов. ст. 1918 г.

МИЛЫЙ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ, я только что послал Вам телеграмму с просьбой о немедленной высылке сюда двух мастеров получше и некоторого количества политуры (также прошу острозубцы). Расчистка «Успения» идет крайне медленно, причиною чего не только состояние иконы в общем довольно хорошее, но неблагоприятное для расчистки. Причины шире и глубже. В эту субботу был арестован епископ Варсонофий в момент возвращения со мною в экипаже из Гориц. На рассвете следующего дня он был выведен с игуменией Ферапонтова монастыря1 [1 Игумения Ферапонтова монастыря Серафима], двумя горожанами и двумя крестьянами в поле и расстрелян. Расстрел произвели присланные из Череповца красноармейцы. Стреляли в спину. Передают, что епископ был убит только седьмым залпом и в ожидании смерти все время молился с поднятыми к небу руками и призывал к миру. Это убийство было неожиданным не только для населения, но и для местного совдепа, члены коего говорят, что не они виновны в этой смерти и что последняя легла на них тяжестью2 [2 Расстрел мирных жителей не был вызван враждебными действиями против советской власти со стороны Кириллова или Ферапонтова. Карательная акция череповецкой большевистской администрации имела целью устрашить население в связи с убийством 30 августа 1918 года председателя петроградской ЧК М. С. Урицкого]. За те недели две, что я здесь, я не замечал со стороны Варсонофия какого-либо вмешательства в политику: он занят был только церковными делами, хозяйством монастыря и был всегда прост, ровен и внимателен к запросам и требованиям местного совдепа. Уже две ночи подряд последний дает разрешение на вырытие тела епископа, игумений и остальных убитых из ямы, куда они были брошены, и две ночи подряд являются череповецкие красноармейцы и, отменяя разрешение совдепа своими силами, заставляют вновь закапывать трупы. Оба великих монастыря являются сейчас лишенными какой-либо власти и руководящего заведывания, что не может не тревожить меня в крайней степени. Обсудите положение в Коллегии и примите меры. Я не стану распространяться об остальном. Жизнь здесь, и раньше не веселая, превратилась в какой-то кошмар: чувствуешь себя запертым в тесный зловонный зверинец, где принужден испытывать все ужасы соседства с существами, коим нет имени. Но закончить работу необходимо (...) На днях съезжу в Ферапонтов. Письмо это посылаю с попутчиком через Петроград. Поручите Василию Тимофеевичу передать содержание моего письма Арсению. Целую Вас крепко.

Ваш Ал-др Анисимов

P. S. Кирилл Дионисия Глушицкого, уже совершенно законченный, оказался подлинным портретом. В истории русской живописи это — открытие первостепенной важности. Древняя надпись только «Кирилъ»; позднее прибавлено «оа преподобный».

А. И. АНИСИМОВ — И. Э. ГРАБАРЮ

Кириллов монастырь,

9 (24) сентября 1918 г. (воскресенье)

ДОРОГОЙ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ, я уже писал Вам на днях о здешних событиях и о работах. Через членов Центроархива Барскова и Бородина я просил то же самое сообщить и петроградскому отделу Всероссийской Коллегии музеев: о трагической гибели епископа Варсонофия и игумений Ферапонтова монастыря, об угрозах, делаемых монастырям окрестным населением, и проч. На днях я снова был в Горицах и застал там великую панику. Несколько человек собрали три окрестных деревни и предложили им подписаться под постановлением, что монастырь надо очистить от монахинь, заселить «беднейшими» и прочее в том же роде. Монахини бросились в город, в «исполком». Им ответили, что местный совдеп ничего подобного не затевает, но что, если они волнуются, то, во 1-х, совдеп сделает по этому делу особое совещание и постарается защитить их, а во 2-х, пусть они обратятся к моей защите. Из этого Вы можете усмотреть, как понимает мои полномочия здешний совдеп, но для меня-то этого очень мало. Необходимо, чтобы Коллегия или прислала сейчас же сюда особое лицо с особыми полномочиями для охраны зданий и имущества таких монастырей, как Кирилло-Белозерский, Ферапонтовский и Горицкий, а то и всех церквей этого края, или чтобы она на это время вручила такие полномочия мне (до окончания моих работ), известив об этом по телеграфу в особо определенной форме (...) Жить здесь сейчас — подлинная пытка. Павел Иванович1[1 Павел Иванович — Юкин] нервничает и даже звал уехать, так как при создавшихся условиях нет сил хорошо работать. Лядов крепится2 [2 Лядов А. В.— фотограф экспедиции]. Я же не считаю возможным оставить такие великие памятники в такую тревожную и тяжкую минуту без просвещенного заступничества. Василий Тимофеевич3 [3 Василий Тимофеевич — Георгиевский] спрашивает меня по телеграфу (шло почтой!), когда ему ехать. По-моему, обоим вам следует приехать только дней на 5, к окончанию работ. Ибо быть здесь, несмотря на присутствие Рублева и двух Дионисиев, не радость, а тяжелый крест4 [4 Говоря о двух Дионисиях, А. И. Анисимов подразумевает Дионисия Глушицкого и Дионисия Ферапонтовского]. Спешите же с присылкой мастеров и телеграфных распоряжений.

Целую Вас, Ал-др Анисимов

В. Т. ГЕОРГИЕВСКИЙ — И. Э. ГРАБАРЮ

Петроград,

30 сентября 1918 г.

ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ!

По приезде в Петроград встретил одного из архивных деятелей, который был в командировке в Кириллове, когда произошли здесь последние события. Оказывается, что Варсонофий был арестован в тот момент, когда он в экипаже возвращался с Александром Ивановичем1 [1 Александр Иванович — Анисимов] из Горицкого монастыря, где они были вместе и осматривали монастырскую ризницу. Вообразите, как должен был переволноваться бедняга, наш А. И.2 [2 А. И.— Анисимов], пережив все эти события. Рассказы очевидцев расправы красногвардейцев с Варсонофием и Серафимой потрясающи...

В настоящее время Рязановым3 [3 Рязанов — начальник Главного управления архивов в Петрограде, где в 1918 —1919 годах служил инспектором В. Т. Георгиевский] я командируюсь в г. Кириллов вместе с товарищем Комаровским (матрос 22 лет) для надзора за архивом, и вместе с тем Рязанов (который теперь в Москве) должен будет переговорить с Вашей коллегией о назначении в Кириллов особого временного комиссара для ограждения архивов и памятников искусства, которые могут пострадать при осуществлении декрета об отделении церкви от государства и при реквизиции Кириллова и Ферапонтова монастырей. Рязанов думает командировать туда комиссаром балтийского матроса Комаровского, который обладает исключительной решительностью и безапелляционностью, что для местных уездных, довольно свирепых, властей будет весьма полезно, так как он противопоставит их силе свой кулак4 [4 В подлиннике кулак нарисован]: авторитет — единственно понятный в провинции. Я думаю поехать туда как только вернется из Москвы т. Рязанов.

Мне очень хочется взглянуть, что делает Александр Иванович. Я знаю, что он расчистил образ преподобного Кирилла Белозерского, оказавшийся действительно портретом, так как на первом слое письма в надписи нет даже слова «преподобный» или «святой», а просто «Кирилл» (на поле, а не на фоне) и изображение без нимба. Расчистил он наполовину икону Успения Божией Матери и в восторге — и наметил целый ряд икон к расчистке, в том числе и чин ферапонтовского иконостаса — конечно, все это возможно будет, когда у него будет несколько человек, а не один Павел Иванович Юкин, который, к слову сказать, так тоже взволнован событиями, что хотел даже бежать оттуда.

Очень скорблю, что бросил дорогую для моего сердца работу во Владимире... но делать нечего; езжу теперь по архивам, пока петроградским, и с грустью вспоминаю дни минувшего лета, когда было так приятно работать и открывать каждый день все новое и новое (...)

Глубоко преданный Вам В. Георгиевский

В. Т. ГЕОРГИЕВСКИЙ — И. Э. ГРАБАРЮ

Кириллов,

30 сентября (13 октября) 1918 г.

ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ!

Вот-уже скоро две недели будет, как я сижу в Кириллове, делая набеги и в Ферапонтов монастырь, с увлечением восхищаясь чуть не каждый день все новыми и новыми открытиями и выявлением памятников древнерусского искусства, которые в таком изобилии судьба, в общем лихая до русского искусства, сохранила в этом медвежьем уголке древней Руси (...)

П. И. Юкин расчистил икону-портрет преподобного Кирилла, писанный Дионисием Глушицким, и другую, тоже древнюю и чтимую [По-видимому, речь идет об «Успении», которое приписывалось Андрею Рублеву],— иконы эти весьма интересны. Но гораздо интереснее обещает быть икона Успения, приписываемая Дионисию Глушицкому, пробную расчистку которой сделал П. И. Юкин. Получились такие яркие тона и такая необычная техника (в пробелах, в одеждах), что, может быть, эта икона, если ее расчистить всю окажется Рублевской или другого неведомого еще автора — но во всяком случая пробные пятнышки изумительны по своей сочности и декоративности. А сколько здесь чудных икон, ожидающих своего череда по выявлению! Работы здесь очень, очень много!

А красавец Дионисий! Только теперь, после расчистки деисусного чина, который должен быть расчищен в первую голову, он явится во всем своем блеске! Недаром он назывался «иконником» и головка архангела Гавриила, пробно расчищенная П. И. Юкиным, приводит прямо в восторг своими высокохудожественными достоинствами. Такое разлито благородство в этом одухотворенном лице, такая неуловимая и непередаваемая ничем духовная красота, что нельзя оторвать глаз от этого лика и понимаешь, почему не щадили никаких средств, чтобы залучить иконы этого мастера и что им дивилися «самодержцы русския земли». Сколько предстоит еще радостей всем любителям и ценителям древнерусского искусства!.. Скорее, скорее за работу!

Глубоко преданный Вам В. Георгиевский

1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg
Кирилло-Белозерский монастырь